Воспоминания о "Преображенской революции".

Aug 19, 2016 15:30

Отец Александр Борисов как бывший в то время депутат Моссовета был активным и непосредственным участником тех трех дней, 19-21 августа, потрясших всю Россию...




Протоиерей Александр Борисов: Я просил солдат не поднимать оружия

Елена Алексеева

Путч 91-го. Преображение на баррикадах

Я как только что окончивший Московский Университет и живший в коммуналке как раз в угловом доме, где в туннеле, можно сказать, под нашими окнами, погибли трое - Усов, Комарь и Кричевский - тоже не остался в стороне и был в ночь с 20 на 21-е у Белого дома.
О. А. Борисова я не видел и тогда еще его не знал, но видел некоторых священников и встретил одного знакомого, отца Александра, который недавно был рукоположен и служил где-то на севере Моск. области, под Клином, кажется. Я его запомнил по приходу Покрова в селе Алексино Можайского р-на, где тогда он был еще чтецом (волей судьбы через брата, который одно время там активно помогал, и других его знакомых мое первое причащение в 1990 г. было там). С тех пор мы и не встречались ни разу, я даже не знаю, где он и что с ним сейчас...
Я по свежим следам пытался делать какие-то записи. Кое-что сохранилось:

29.08
Три дня, потрясшие всю страну и мир, а кажется, будто пережита целая эпоха. Как ни кощунственно это звучит, но мне даже жалко стало, что все так быстро кончилось. Ведь беда, постигшая всех, как-то преобразила многих людей, просветлила их души и сердца, сплотила всех. И недаром это потрясение случилось в день Преображения Господня: с этого момента, хочется верить, начнется ускоренное преображение самой России в лучшую сторону. Однако, глухи еще сердца и слепы очи многих людей, чему я сам был свидетель, находясь последние дни на Орловщине. Мысленно не так уж мало людей поддержало этот пресловутый ГКЧП. «А может быть и лучше было бы при этом Комитете? Ведь порядок давно уже надо бы навести» - пришлось мне услышать от трех человек подряд. При этом следуют воспоминания о том, сколько всего раньше было (сахара, водки, конфет, и сколько все это стоило). А Сталин уж, конечно, подобное не допустил бы…
30.08
Сижу сейчас в поезде, а передо мной - молоденькая, полненькая дамочка, простая, как суровая наша действительность. Говорит: «а мне все равно, кто у власти, хоть обезьяна, лишь бы есть дали», и это на полном серьезе. Сама, правда, на голодающую далеко не походила - лицо кругленькое, губы ярконакрашенные…

Буквально пару месяцев спустя все воодушевление от той «Преображенской революции» как рукой сняло. Как будто у всей страны наступил период «похмелья».

В газете РХДД «Путь» (я был в то время членом Российского Христианского Демократического Движения, во главе которого были Виктор Аксючиц и Глеб Анищенко) мне довелось опубликовать статью «Бледная немочь», где были выражены следующие мысли:

«К примеру, в 1987-88 годах мы вроде были на 30-м или 40-м месте по общему жизненному уровню. Так какого ж рожна стоило все это затевать, чтобы скатиться на сто сороковое и ниже? В магазинах один хлеб да соль и сотенные очереди за всем, что попадется. Такого, говорят, не было даже в Великую Отечественную! Мы мечтали о свободе и правовом государстве. Но почему же свободы для демагогии - сколько угодно, а свободы для того, чтобы купить поесть, что тебе хочется, или прилично одеться, не стало совсем? И полное бесправие… Почему с риском для жизни нельзя выйти на улицу из-за разгула преступности - это от недостатка свободы или от ее избытка? Почему свобода быть убитым или покалеченным головорезами (Чечня, Осетия, Татария - далее везде?) велика, а быть от них защищенными - слишком мала?...

И никому не видно, что людей
Морочит тайно демон Асмодей.
Как будто бредят все освобожденьем.
А вечный спор их, говоря точней,
Порабощенья спор с порабощеньем.
(Гете, «Фауст»).

Предельно двусмысленной и антиномичной оказалась вся перестроечная эпоха. «Образованщина» снова соблазнилась построением земного рая, только теперь уже не по коммунистическому, а по западно-капиталистическому образцу. Как видим, результат опять разошелся с благими намерениями: в материальном отношении мы потеряли все, что имели! И однако, на созданной этой эпохой отрицательной свободе от коммунизма рано или поздно должны утвердиться положительные, подлинно христианские ее формы. Достижение этой высшей свободы - удел немногих, удел элиты, а не массы, и процесс исключительно личный. Это тот самый узкий путь чрез тесные врата. Наивно было бы полагать, что истосковавшиеся сегодня по полноценной жизни россияне вдруг от всего сердца, вслед за пророком и псалмопевцем Давидом взмолятся о помощи: «Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой!» (Пс. 129). Однако, как писал Бердяев в 1918 году (см. «Из глубины»), «Меньшинство может остаться верно положительной творческой силой народа, и из него может начаться возрождение. Но путь к возрождению лежит через покаяние, через сознание своих грехов, через очищение духа народного от духов бесовских… Новая Россия, рождающаяся в смертных муках, еще загадочна. Антихристианские духи революции родят свое темное царство. Но и христианский дух России должен явить свою силу. Сила этого духа может действовать в меньшинстве, если большинство отпадет от него». Только явление этого духа может снять с нам бледную немочь. И если Россия пережила 70-летнюю коммунистическую бесовщину, так неужели не переживет и демократическую?
А пока - Горбачев, увы, с самого начала оказался прав, - «революция продолжается»…
(ноябрь 1991)

Естественно, что случившееся в последующие 1990-е, которые легко окрестили "лихими", совершенно логично привело к той идеализации или даже ностальгии по советскому периоду, который мы имеем сейчас. В перестройку много говорилось о желательности "десоветизации", но именно потому её и не произошло, что реформаторы тех лет так сильно "постарались" в этом отношении.
Не это ли самое теперь происходит с Украиной после 2013 г.?

люди, личное, история, жизнь

Previous post Next post
Up