развивая митрополита Антония В день праздника Сретения в самую пору затронуть эту тему.
Встречи человеческой души с Богом могут быть самые разные, неожиданные и неповторимые, и сколько людей, столько, пожалуй, и видов этих встреч. Думается, что они по большей части неожиданные. То есть, человек представляет их по-своему, а в действительности выходит как-то всё же по-другому, а иногда и совсем иначе. Но разве не так же происходит и с людьми? Одно дело, когда мы слышим о каком-то человеке отзывы, читаем о нем, мысленно составляем себе его портрет, и совсем другое, когда сталкиваемся с ним лицом к лицу!
Симеону, называемому Богоприимцем, было обещано, что он не уйдет из этой жизни, пока не увидит Христа. Вряд ли он всерьез думал, что увидит ожидаемого многими Мессию именно младенцем, и это будет для него более, чем достаточным! Но случилось так, как случилось. Самым неожиданным образом. Это пример показывает, что такие встречи могут быть совсем не вербальными - тут нет каких-то видений, откровений, повелевающих голосов, как иной раз многие люди ожидают. Просто настал конкретный момент, и человек в Духе пришел в храм, увидел и опознал! А ведь сколько пришлось ему ждать этого самого момента!
Иной раз встречаешь разных людей в церковной среде, которые по-своему печалятся, что у них встречи с Богом не произошло. И пытаются понять почему: проходят годы, десятилетия, но ничего не меняется, но наоборот, тот подъем, который был испытан в начале церковного пути, затем пошел на спад, и вообще труднее стало даваться и молитва, и многое другое.
Попробую выразить здесь некоторые мысли об этом, но сразу попрошу кого-то из читающих, вдруг невольно берущихся применить их на свой счет (как часто некоторые иной раз воспринимают слова любого священника), этого не делать. Общие закономерности и есть общие, но частные духовные пути и будут частными и особенными. Если это касается внешнего вида каждого из нас, здоровья и многого другого, тем более это будет касаться жизни духовной!
Итак, со Христом встречались многие в Израиле - либо с младенцем, как пастухи, волхвы и тот же Симеон, либо с отроком, слушающим проповедь в синагоге, либо со скромным плотником Назарета, либо уже с проповедающим близкое наступление Царства. И с самого начала в отношении Христа происходила поляризация: после рождения Его уже искал убить Ирод. Слова Иисуса "не мир пришел Я принести, но разделение" - трагическое пророчество. Он-то как раз и хотел принести мир, свет, любовь. Но люди возлюбили другие, более близкие им ценности, более, как им кажется, конкретные, видимые, а что такое любовь, свет, мир, кто там еще знает, и как все по-разному их могут понимать... Значит, у последних встречи в подлинном смысле не происходило и не могло состояться - ну, видели и видели, и прошли мимо, либо после сиюминутного любопытства, либо просто ожесточившись. Это один из возможных сценариев. Видишь иной раз некоторых людей, даже служителей церкви, читающих регулярно Евангелие, и невольно удивляешься - ну как они не прочувствовали такие вроде очевидные вещи, там написанные, и почему они в их жизни не отражаются!?
Еще другой угол зрения. По молодости, начитавшись разной литературы, житий святых или даже рассуждения близких нам авторов, включая и того же митрополита Антония, мы можем невольно проецировать ситуации, там описанные, на самих себя, делая обобщения: вот примерно так, наверно, должно быть у всех, кто по-настоящему встретил Бога! Вообще-то... ничего не должно быть. Это их судьба, их личная ситуация. В том-то и дело, что, делая такие проекции и воображая, "как надо" или "как правильно", мы тем самым уже настраиваем себя на воображаемые встречи и отсекаем себя самих от встреч реальных! То есть, вполне реальные встречи для нас тем самым могут оказаться незаметными, "провороненными". Безусловно, свидетельства других людей веры всегда интересны и поучительны. Но у нас самих может быть всё иначе и, конечно же, будет таким практически со стопроцентной вероятностью, потому что просто мы сами другие, у нас жизнь другая. Поэтому тут важно и учиться ждать, и быть готовым ко всяким сюрпризам в любой момент жизни. Разве апостол Павел мог бы себе вообразить, будучи в фарисействе и гонителем первых христиан, как он встретит Христа?..
Кроме того, Христос совсем не случайно основал Церковь как Его Тело. Любой человек несет отпечаток Бога, Его "образ и подобие". В церковном собрании общение с Христом, пусть и прикровенное, всегда происходит, если это именно собрание людей, устремленных в одном духе, а не просто бесформенная группа постоянно притекающих людей, на несколько минут зашедших в храм и друг друга не знающих. По мысли аввы Дорофея, кто видел брата своего, видел Бога своего. И если не происходит встречи в любви и доверии с нашими видимыми ближними, почему тогда ожидать такой встречи с Богом?...
""Давайте делать просто тишину.
Мы слишком любим собственные речи.
И из-за них не слышно никому
твоих друзей на самой близкой встрече.
Давайте делать просто тишину!""
А если многим кажется, что в пустом храме им легче общаться с Богом, то не будет ли скорее это плодом их собственной фантазии? Ведь с не меньшим успехом тогда с Богом можно общаться и на лоне природы. В древности (первые три века как минимум) у христиан никаких храмов не было, а вера у многих была такой, какой дай Бог каждому...
В общем, те, кто боится, что встречи с Богом у них не было, скорее всего, напрасно так думают. Если есть потребность дальше идти по предложенному Христом пути, пусть не всегда успешно это получается, с большими остановками и падениями, нежели собственно продвижением, значит, "по касательной" встреча все равно произошла. Если иной раз в душе что-то зажигается от прочитанного Слова - тоже, несомненно. А вот если не идет так называемая "умная молитва", это еще ничего не значит. Христос не принес никаких методик и аскетических практик - это всё более вторичное и не универсальное, хотя для кого-то это может быть единственно-важным путем.
Конечно, не всем дано быть апостолами Павлами, старцами Силуанами и другими разными "гигантами духа". Ну и что теперь, жалеть об этом?...
Только вот на днях как раз прочитал у св. Терезы Малой:
"Господь удостоил меня познать эту тайну. Он обратил мой взгляд на природу, и я поняла, что все цветы, сотворенные Им, прекрасны: что великолепие розы и белизна лилии не лишают благоухания маленькую фиалку и не отнимают восхитительной простоты у маргаритки. Я поняла, что, если б все простые цветы захотели стать розами, природа утратила бы свой весенний наряд, и поля не пестрели бы больше цветочками... Я поняла, что любовь Господа раскрывается как в самой простой душе, ни в чем не противящейся Его благодати, так и в самой возвышенной. Действительно, любви свойственно снисходить и, если бы все души были подобны учителям, просветившим Церковь, могло бы показаться, что Господь почти не снисходит, достигая их сердец. Но Он сотворил и дитя, которое, ничего не смысля, беспомощно кричит, и дикаря, которым руководит естественный закон. Однако Он благоволит спускаться и в их сердца, ибо они - те полевые цветы, чья простота Ему нравится... Так, нисходя, Господь показывает Свое бесконечное величие. Подобно солнцу, освещающему одновременно и кедры и каждый маленький цветок, словно он единственный на всей земле, наш Господь особенным образом заботится о каждой душе, будто нет ей равных. Подобно природе, в которой времена года следуют один за другим так, чтобы в назначенный день дать расцвести самой скромной маргаритке, - всё способствует благу каждой души."