Читая послание к Римлянам, не покидает стойкое ощущение, что всё то, что было написано в адрес иудеев почти 2000 лет назад, относится в не меньшей мере к современным церквям православной традиции. Хотя, впрочем, это может относиться к любой христианской церкви в какие-то определенные времена и эпохи.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их -- богатство миру, и оскудение их -- богатство язычникам, то тем более полнота их.
(Римлянам 11: 2-12)
Сюда же могут отнестись и обличения Христа из Мф. 23 или притча о бесплодной смоковнице и т.д.
Сейчас впору говорить уже не столько о миссии православия, сколько о том, что наши падения или, скажем так, проколы, с завидной регулярностью повторяющиеся на церковно-общественному уровне, по промыслу Бога, обращающего всё рано или поздно во благо, должны послужить кому-то из народов, сообществ или отдельных людей во спасение, чтобы возбудить в них ревность. Вообще, почему тем или иным людям или целым народам попускаются иной раз провалы, неудачи, падения? С точки зрения христианской аскетики - несомненно, чтобы привести к большему смирению и покаянию. Своими собственными силами эти добродетели мало усваиваются, поэтому Бог неизбежно будет вести и отдельных людей, и целые народы через разные испытания.