Обычно при воспоминании Входа Господня в Иерусалим и последующих дней страданий Иисуса применяется общераспространённый риторический оборот, ставший довольно-таки общим местом: те, кто встретили Иисуса с возгласами «осанна», через несколько дней уже кричали «распни Его», что характеризует крайне неустойчивое массовое настроение людей, «психологию толпы». В богослужении праздника эта мысль в одном месте также отражена:
«Прежде воспев Его с ветвями, после с кольями захватили неблагодарные иудеи Христа Бога» (ипакои после 3-й песни канона утрени).
Но нет ли здесь упрощения ситуации, как раз ради красного словца?
Разумеется, большинство людей обычно довольно пассивно в своей позиции, оно всегда так или иначе идёт за активным меньшинством, которое задаёт тон и общее настроение. Особенно сегодня, в условиях невиданных в ту эпоху средств массовой информации. Только лишь в этом плане отчасти может быть верен риторический оборот, обозначающий переход от «осанны» до «распни».
На самом же деле «осанну» кричали одни люди, а «распни» совсем другие. Могли, конечно, теоретически одни и те же люди быть и в той, и в другой толпе, но таких было явно незначительное количество.
Первая группа людей была, разумеется, на стороне учеников Христа. Сами ученики не были свободны от господствовавших в то время политико-мессианских представлений в Израиле, которые делали акцент преимущественно на внешний блистательный характер царствования ожидаемого Мессии. Когда же их надежды на такое царство окончательно рухнули при виде позорно унижаемого их Царя, они попросту разбежались в страхе, недоумении и горечи. Вот, примерно то же самое произошло с большинством тех людей, которые радостно встречали Иисуса с пальмовыми ветвями, крича «осанна».
А вот вторая группа людей оказалась более целеустремлённой и организованной - люди из их числа давно уже искали случая расправиться с Иисусом, и было в Израиле им немало сочувствовавших. К сожалению, жизненный опыт свидетельствует о том, что нередко солидарность людей в злых предприятиях может быть куда более эффективной, чем в добрых. Так произошло именно в случае Иисуса: «но теперь ваше время и власть тьмы», как говорил Он уже после взятия под стражу (Лк. 22, 53). Или, как по этому же поводу символически писал евангелист Иоанн, «была ночь» (Ин. 13, 30).
Иисус ведь говорил, что не мир пришёл Он принести, но разделение (Лк. 12, 51). И вот, прежде всего оно произошло в Израиле, когда всё общество поляризовалось. Иисус мало кого мог оставить равнодушным, и потому либо вызывал сочувствие и восхищение у одних, либо озлобленность и ненависть у других. И потому кричавшие «осанна» и «распни» были всё-таки разные люди.
Но урок на все оставшиеся времена здесь может быть один: силы тьмы могут временно одолевать и одерживать победу, поскольку легче могут солидаризироваться во зле, чем стремящиеся к свету объединяются в добре и любви. Но эта победа неокончательна - Иисус воскресением Своим это показал. Любовь в этом мире легко уязвима и может быть поругаема и унижаема. Но только она устоит в конечном счёте, поскольку только за ней - вечность.
Молитва:
Господи Боже наш, восседающий на Херувимах, воздвигший силу Твою и пославший единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет Он мир Крестом, погребением и Воскресением Своим. Его, пришедшего в Иерусалим на добровольное страдание, люди, пребывавшие во тьме и тени смертной, встретили, взяв символы победы - ветви деревьев и побеги пальм, и воскресение тем предсказали. Сам, Владыка, и нас, в этот предпраздничный день пальмовые и древесные ветви в подражание им в руках держащих и как те толпы и дети возгласы "Осанна" Тебе приносящих, соблюди и сохрани. Чтобы нам с гимнами и песнями духовными удостоиться достигнуть животворящего и тридневного Воскресения, во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты, со Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.