Апостол Пётр в православном богослужении

Jul 11, 2013 16:32

В католической литературе есть целое исследование по поводу того, как в православной гимнографии именуется апостол Пётр и его роль по отношению к прочим апостолам. Действительно, если внимательно посмотреть всю службу праздника апостолов Петра и Павла, а также других выражений Минеи (в праздник Успения, например), то более сильных выражений о ( Read more... )

высокое богословие, история, богослужение

Leave a comment

Comments 25

a_avvakum July 11 2013, 13:41:59 UTC
Апостол народов великий Павел. Он, как космополит, великий гражданин мира вырвал христианство из узких тисков этничной зажатости и узости и явил его миру. Правда, для этого Павлу пришлось вступить в конфликт с Иерусалимской общиной, с апостолами прижизненными сподвижниками Христа - особенно Петром традиционалистом. Они так и остались непримиримыми врагами и будучи в Риме, проповедниками казалось бы одного и того же учения, так никогда и не встретились. Нет ни одного упоминания, даже намека, приосенения... Их примирило лишь благочестивое «предание» на иконах. Есть иконы где Петр и Павел даже в обнимку. Но, иконы это не реальность
Но, факт остается фактом, - вселенская, экуменическая идея Павла возобладала! Он выиграл исторический спор и вывел узконациональную малоизвестную секту галилеян(первоначальное, доантиохийское название христиан) на поистине международную орбиту. Тогда это был мир Римской империи. Ну, все знаем.

Reply

(The comment has been removed)

a_avvakum July 11 2013, 17:00:08 UTC
Не спорю, не спорю и знаю силу и мощь преданий. Но, все же яснее и надежнее апеллировать к исторической реальности, а не к мифу... Почему? Да потому что миф предания может примирить не только Петра с Павлом, но и с Зевсом, Артемидой, Астартой и проч имже несть числа

Reply

(The comment has been removed)


anonymous July 11 2013, 18:30:22 UTC
>Что касается последующих епископов, то вообще они носили чисто земные, вспомогательные, управленческие функции, в отличие от первых служений.

Вообще, это странно читать, о.Филипп. Особенно в контексте того, что священник не имеет права литургисать самостоятельно, но дерзает литургисать только в силу того, что епископ делегирует ему это сакральное право. Как это можно именовать "чисто земным, вспомогательным(!), управленческим" служением (хотя разумеется у епископа есть в том числе и земные и управленческие функции)?

Александр СПб.

Reply

pretre_philippe July 11 2013, 18:41:02 UTC
Это означает лишь то, что когда не стало апостолов, избранных лично Христом, когда оскудели пророческие и прочие дары, епископы как управленцы вышли на первый план (да и неизбежно было искать каких-то преемников). А остальные уже стали быть у них в подчинении. Хотя в самое первое время слова "епископ" и "пресвитер" были взаимозаменяемы (см. Титу 1, 5-7), и роли тех и других (в том числе диаконов) не были четко разграничены.

Reply

anonymous July 11 2013, 19:11:39 UTC
>когда оскудели пророческие и прочие дары, епископы как управленцы вышли на первый план

Звучит так, как будто в этом есть что-то предосудительное (в иерархичности как таковой и в первенстве епископов, которых Вы настойчиво характеризуете прежде всего "управленцами"). К тому же по Вашему выходит что "дары" оскудели прямо после ухода избранных лично Христом. Вопрос, в сущности, сводится к вере в земную, осязаемую Церковь.

Reply

pretre_philippe July 11 2013, 19:14:48 UTC
Нет, предосудительного самого по себе ничего нет, это было неизбежно. Предосудительность начинается тогда, когда любая власть начинает злоупотреблять собой, а церковная - поступать не по духу Евангелия.
И с апостольским преемством епископата вопрос гораздо более глубокий и неоднозначный. Ясно, что Дух Святой нельзя вынудить действовать по некой заданной людьми законной схеме типа правильной цепочки рукоположений. Преемство еще должно быть по самому духу проповеди, по сути. Но оно в истории Церкви далеко не всегда являлось, и тому подтверждение - очень резкие слова Григория Богослова или Симеона Н. Богослова, да и других святых, о самих епископах.

Reply


anonymous July 11 2013, 19:12:34 UTC
>когда оскудели пророческие и прочие дары, епископы как управленцы вышли на первый план

Звучит так, как будто в этом есть что-то предосудительное (в иерархичности как таковой и в первенстве епископов, которых Вы настойчиво характеризуете прежде всего "управленцами"). К тому же по Вашему выходит что "дары" оскудели прямо после ухода избранных лично Христом. Вопрос, в сущности, сводится к вере в земную, осязаемую Церковь.

Александр СПб.

Reply


anonymous July 12 2013, 08:21:08 UTC
Разница даже в названии. Епископ (греч. ἐπίσκοπος - надзирающий, надсматривающий; от ἐπί - на, при + σκοπέω - смотрю), то есть "смотрящий" и Апостол (греч. ἀπόστολος - посол, посланник, от глаг. посылать греч. ἀποστέλλω).
Совершенно разные служения и разной природы.

Reply


asgood1976 July 12 2013, 08:24:13 UTC
Разница даже в названиях. Епископ (греч. ἐπίσκοπος - надзирающий, надсматривающий; от ἐπί - на, при + σκοπέω - смотрю), то есть, попросту "смотрящий" и Апостол (греч. ἀπόστολος - посол, посланник, от глаг. посылать греч. ἀποστέλλω).
Совершенно разные служения и разной природы.

Reply


Leave a comment

Up