России везёт на постные периоды, когда случаются либо волнения, либо революции.
Ровно год назад в эти же декабрьские дни было волнение на Манежной площади. Успенским постом 1991 года случилась «Преображенская революция». В самый разгар Великого поста 1917-го, в Крестопоклонную седмицу, разразилась Февральская революция. Самим православным тут ничего не остается, как в очередной раз стать, так сказать, на своем собственном посту… А дальше что? Однозначного ответа нет. Но слова апостола Павла из завтрашнего литургического чтения как нельзя точно подходят под текущий момент. Приведу их на основе общеупотребительного Синодального текста с небольшой правкой, учитывая и другие варианты перевода:
Вы были некогда тьма, а теперь -- свет в Господе: поступайте, как чада света,
потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
Испытывайте, что благоугодно Богу,
и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но скорее обличайте.
Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
Посему сказано:
Спящий, проснись!
Восстань из мёртвых -
И тебя осияет Христос!
Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
дорожа временем, потому что дни лукавы.
Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
(Ефесянам 5, 7-17)
Один из французских переводов (Traduction oecuménique de la Bible) особенно выразительно передает слова древнего гимна, цитируемого апостолом Павлом (кто хоть немного читает, поймет и оценит):
Eveille-toi, toi qui dors,
lève-toi d’entre les morts,
et sur toi le Christ resplendira
Проблема нашей России, действительно, в продолжительной массовой спячке - это как бы привычное уже состояние одной шестой части планеты. Мы готовы объединяться и быть солидарными только в критических ситуациях, когда совсем прижмет. А когда отпустит, одни снова расходятся по углам спать, а другие занимаются междуусобными разборками. Кто православнее, к примеру, или кто демократичнее и т.д. Ну а в этой всеобщей атомизированности и разобщенности российского социума власть всегда будет делать то, что ей выгодно. Любая власть, независимо от ее идеологической приверженности. Притом, иллюзии по поводу того, что власть что-то должна сама делать для народа, а не народ призван эту власть постоянно контролировать, еще довольно сильны среди россиян. Что ж - солидарности и взаимовыручке придется еще долго учиться, из поколение в поколение. Народиться одному новому поколению - мало, поскольку по воспитанию дети так или иначе подсознательно могут воспроизводить прежде всего модель поведения только лишь своих родителей, не более. Вспомним, к примеру, Францию, которую лихорадило от революций большую часть всего XIX века, притом с интервалами приблизительно в 20-летний срок: 1830, 1848 и 1871 годы… Прежде чем в этой стране, да и во многих других, с ней сопредельных, установился определенный устойчивый общественный союз. Которого в России пока не наблюдается, ибо страна расколота. Расколота и господствующая Церковь. Кто, как не сами христиане, мог бы подать пример всем остальным «в единстве духа в союзе мира» (Еф. 4, 3)? Увы, пока не можем. Учиться этому, стремиться обнаружить, открыть и закрепить это единство друг с другом при разности жизненного опыта, политических, культурных и прочих предпочтений, - главная задача всех россиян без исключения, и русских прежде всего. Не сможем закрепить это единство - исчезнем как нация с лица Земли, рассеемся по миру или ассимилируемся с более сильными и энергичными народами. Китай с востока, Кавказ с юга постепенно заполнят российскую территорию.