Если нет веры, что Бог есть любовь...

Sep 15, 2016 17:23

При всем признании того, что Бог есть как Творец мира, и есть Христос, "вчера, сегодня и вовеки тот же", все тексты Писания, в том числе Евангелий, воспринимаются совершенно по-другому. И тогда получается, что Библия в целом - одна из страшнейших книг! И этот страх перед неумолимым Богом, требующим от нас превзойти себя самих, свою природу, как она есть, а если не превзойдем, то обречены на вечные муки, волей-неволей одних людей приводит к неврозам, других к худшему виду фарисейства и законничества, третьих вообще отталкивает от такой веры в пользу разных восточных вероучений или теософии, где многие рассуждения по-своему логичны и успокоительны. Но тут может последовать много разных возражений. А что вообще такое любовь и как её еще понимать! И в чем эта любовь проявляется, если вокруг в мире так много нелепого и жестокого, и т.д.

К сожалению, любовь вообще и тем более любовь Бога нельзя до конца понять и прочувствовать, если заведомо укоренен в скепсисе, или если с детства не прочувствовать её конкретные живые проявления. Какие бы слова ни читали и ни произносили, за ними всегда будет оставаться что-то невыразимое и недосказанное. Но если человек упорно ищет и жаждет её прочувствовать, ему все-таки что-то откроется. Пусть даже через разные скорби, в том числе, связанные с детскими или юношескими годами, в которых было совсем мало места для обыкновенной человеческой, хотя бы материнской любви.

К сожалению, современная православная церковная среда, по крайней мере, в России, часто может препятствовать этой вере. Многим сразу внушается дух того же законничества, по типу ветхозаветного. Как будто Христос и не приходил вовсе, чтобы "отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное". Вместо духа возрождения и доверия Богу над людьми довлеет дух устрашения. С неизменной регулярностью от некоторых молодых людей получаешь письма примерно такого содержания:

""Здравствуйте,батюшка. По истечению нынешнего века (когда придет Христос) все мы предстанем на Страшном Суде (за исключением праведников, которые уже определены в рай), где и будет определена дальнейшая наша участь. Я очень сильно сомневаюсь, что буду в числе тех, кто избежит вечных мук, а потому ответ на этот вопрос очень важен для меня: Возможно ли выпросить у Бога не бытия (развоплощение, полного уничтожения)? Так скажем с моей точки зрения справедливо - не постараться в нынешней жизни для будущей, но и не взамен не жить вечно со Христом"" (Евгений, 25 лет, Москва). А буквально недели две тому назад аналогичное письмо прислал 18-летний парень из Белоруссии.

Ну разве это не невроз своего рода - в таком молодом возрасте и так думать, этого желать?.. А почему эти люди приходят к таким мыслям? Не потому ли, что современные служители иной раз во многом уподобляются тем фарисеям, которые сами не входят в Царство и другим препятствуют? Сами не верят в живого Бога и во Христа, который "пришел не погублять души человеческие, но спасать", и других лишают этой веры... Можно подумать, что всякие мытари, проститутки, бомжи, с которыми Иисус постоянно возился и общался, обедал с ними, после этого сразу становились иконописными святыми! Но ведь именно знатокам Закона, богословам и духовным вождям, то есть православным того времени были сказаны суровые слова: "Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Небесное". И им же со стороны Иисуса были приводимы в пример самаряне, злейшие еретики той эпохи для правоверных иудеев.

Ведь если читать все эти строки в соответствующем духе доверия и открытости сердца, Евангелие воистину спасительная и освобождающая книга. Но если без него, то в лучшем случае это будет абстрактная и мертвая буква. А в худшем, - даже убийственная. Воистину, работа дьявола в этом мире - прежде всего в том, чтобы внушить людям неправду о Боге, чтобы изобразить Его как неумолимого деспота, "пахана", который непредсказуем в своих проявлениях. Внушить это в том числе через церковную среду, где, надо отметить, дьявол с Богом борется активнее всего. Я бы уподобил это действие вирусной инфекции. Бесы - это те же вирусы, только на ментальном и духовном уровне. Их бесполезно бояться (вирусов бояться - на улицу не выходить), но нужна профилактика, нужен духовный "антивирус". Одним людям, более восприимчивым, она нужна больше, другим далеко не всегда. Одним нужно регулярно обновлять этот антивирус, другим не обязательно. Это не значит, что эти люди хуже тех, кому это не нужно, - просто они более уязвимы, по аналогии с тем, что есть и физически более здоровые люди и менее здоровые.

Конечно, есть и противоположная крайность - воспринимать любовь Бога как слащавого и все покрывающего, игрушечного добренького идола. Но если эта крайность существует - вовсе не повод держаться первой, ей противоположной! У тех же святых отцов есть специальный термин, "радостопечалие", выражающий, в общем, здоровое состояние души христианина - неудовлетворенность своим состоянием в слабостях и немощах, но вместе с тем и благодарность Богу с радостью от общения с Ним в разных проявлениях. Но и те же святоотеческие тексты, воспринимаемые статично и по-законнически, а не динамично и в Духе, становятся часто теми же пунктами и параграфами по типу Уголовного Кодекса. Тогда отсюда и появляются эти бесконечные вопросы: "батюшка, это грех? А вот это не грех?..." Как будто, если мы узнаем мнение того или другого батюшки по данному поводу, чаще всего второстепенному или просто никчемному, мы перестанем быть грешниками или станем чуть более праведными в своих глазах. Как будто не грешников пришел спасти и призвать Христос! Не случайно о. Александр Шмеман писал в своих дневниках, что ""Христа распяла именно “религия”, которая есть единственный настоящий грех, единственное настоящее зло - “отец ваш дьявол”…» И до сих пор продолжает распинать. О. Александр также задавал следующие вопросы:
«Страх греха не спасает от греха. Радость о Господе спасает. Чувство вины, морализм не “освобождают” от мира и его соблазнов. Радость - основа свободы, в которой мы призваны стоять. Где, как, когда извратилась, замутилась эта “тональность” христианства или, лучше сказать, где, как и почему стали христиане “глохнуть” к ней? Как, когда и почему вместо того, чтобы отпускать измученных на свободу, Церковь стала садистически их запугивать и стращать?» Ответ только здесь один - на Христовом седалище сели книжники и фарисеи, причем новозаветное фарисейство, по контрасту с тем, что говорил Христос, становится еще более отвратительнее, если дочитаться до Евангелия по сути.

люди, жизнь церковная, свет и тени в Церкви

Previous post Next post
Up