Я его хорошо знал. И писал по свежим событиям об о. Сергии Таратухине еще пять лет назад:
http://pretre-philippe.livejournal.com/6089.htmlА теперь недавнее интервью о. Сергия в читинской газете "Вечорка".
Сегодня он обычный фрезеровщик. Лишенный сана и своего прихода трудится на
(
Read more... )
А как вы себе представляете это "не имеют права" на практике? Вы в нашей РПЦ или в какой-то другой церковной организации? Похоже, что в другой, ибо тогда вряд ли написали бы то, на что приходится мне сейчас возражать. Ну допустим, священник/отлученный мирянин не согласится с решением епископа (впрочем, замечу, что даже по поводу отлучения мирян решение утверждается только самим патриархом). Священнику - куда идти, где служить? В его собственной епархии знают, что он запрещен. Никто из других настоятелей храма не позволит ему священнодействовать, дабы самим не подпасть под прещение. Переводиться в другую епархию (область, регион)? Но для этого нужна отпускная бумага от прежнего архиерея, которому он подчинялся. И, соответственно, снятие прещения! ТОгда куда идти бедному священнику? Только в раскол, в какую-нибудь альтернативную православную юрисдикицию разве что. Но другими мировыми православными церквями они не признаны, а сами представляют собой довольно маргинальное явление.
Простым мирянам в подобных случаях, конечно, гораздо легче. Не допустит какой-то священник до причастия, незаконно и безосновательно - можно сменить храм и пойти в другой. Священникам в данном плане деваться особенно некуда. Разве что тайно служить на каких-нибудь частных квартирах с единомышленниками. Но почти все служители так или иначе зависимы от системы хотя бы тем, что других профессий у них нет и им некуда больше идти, кроме как в храм. Вот и надеются переждать, пока гнев архиерейский сменится на милость. Это в случае временного запрещения. А вот в случае лишения сана, тут, конечно, согласен с вами. Но только в последние годы в РПЦ появился институт церковных судов, куда можно сейчас обращаться (в Общецерковный суд, например). Но и здесь далеко не все гладко: уже целый год не было никаких заседаний с рассмотрением жалоб. Да и многие священники типа о. Сергия вообще, думаю, только сейчас начали узнавать о такой возможности опротестваний решений правящих епископов.
Ну и проблема общероссийская в целом в том, что нет у нас единого народа, гражданского общества, а внутри Церкви и подавно (большая часть прихожан - запуганные женщины, для которых слово батюшки/владыки превыше всего на свете). Пострадает несправедливо один служитель - за него не вступятся остальные. В таких условиях власть становится бесконтрольной, неизбежно.
Reply
Да, я в первую очередь это имел в виду. А деньги - ну да, будет сложнее. Но с другой стороны, служение (тем более такое, домашнее) - работе не помеха. В "альтернативу" конечно бегать грустно, тем более что многое там - просто уменьшенная копия того, от чего бежишь. Мне кажется (очень субъективно), что если у человека есть призвание помогать людям и совершать евхаристию - то его можно реализовать, посещая больных, страждущих и служа дома. Будет община человек в 10 - и слава Богу.
Reply
И ещё вот такая мысль. В нашей церковной жизни как-то так получается, что всё завязано на имущество (храм, утварь и т.п.) и деньги (зарплата священника, хора). Это - реальный камень преткновения даже для "либералов", ну, т.е. для всех, кто говорит, что это - не главное. Но это же и на самом деле не главное. Здорово, если есть храм. Но храм для общины - как оклад для иконы. Со всеми минусами и плюсами.
Многие согласятся, что маленькая община - лучше большой. Но маленькой общине огромный украшенный храм и не нужен, и накладен в содержании. Достаточно комнаты или чуть большего помещения, например на первом этаже высотки. (Например, в принадлежащей ОВЦС гостинице "Университетская" храм расположен на верхнем этаже. Вид из алтаря - на всю столицу). Такой храм можно вообще не оформлять как церковь, не иметь там ничего ценного - и избавиться от опастности, что "владыка отнимет". Как у христиан в исламских странах: там храмы тоже зачастую не особенно блещут именно чтобы не притягивать алчных взоров.
Далее - зарплата священника. Тут важно спросить: а чем, собственно, занимаются священники, особенно настоятели-одиночки? Ответ очевиден - они весомую часть времени тратят на работу завхоза, управляя тем самым ненужным имуществом и изыскивая средства на его приобретение. Еще одна весомая часть времени уходит на требы - религиозные обряды для, в большой массе, сторонних по отношению к общине людей. А теперь представим священника, у которого приход - 10-15 человек и храм - большая комната, приобретенная или арендуемая в оффисном комплексе, или просто чья-то квартиа, или часовенка при доме (если дело на селе) священника. Что-то типа этого, например:
Золотить-расписывать такую комнату не надо. Треб у священника тоже будет не много - несколько раз в год. Таким образом батюшка сможет нормально работать, хотя возможно и не на полную ставку. Ну и чего ему, в экономическом смысле, опасаться владычнего гнева?
Reply
Многие же из нас в начале 90-х, не предполагая, чем может наша церковность обернуться в дальнейшем, шли в семинарии или богословские институты, расставались со своими мирскими профессиями безо всякой огладки, рассчитывая быть только в Церкви. Теперь же, когда прошло 20 лет или более, а прежнее высшее образование никак за это время не было востребовано, кто сейчас нас на какую работу возьмет, если кому уже за 40? В Москве даже дворниками и то только таджики устраиваются!.. Ладно, я как певчий-музыкант могу в случае чего на клиросах протянуть, особо себя не рекламируя в случае форс-мажора. О. Сергий фрезеровщиком устроился. А многим другим?.. Явно непросто всё.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment