Несколько дней назад вернулся из Курска. За три года, прошедшие с моего перевода из Курской епархии, это было второе мое там появление. Отец Тигрий Хачатрян позвал на Знаменские чтения, и я с радостью на это приглашение откликнулся. Повод повидать множество замечательных людей, начиная со схимитрополита Иувеналия. Владыка очень тепло принял. Он радуется, когда его навещают рукоположенные им священники; и для меня эта встреча - большое утешение. Встретились с Наташей Сохиной - впервые после прошлогоднего духовного самоубийства ее бывшего мужа. Недавно они с Владом официально развелись, причем по его инициативе. В день нашей с ней встречи Влад отъезжал куда-то за границу, причем надолго, но я даже не стал любопытствовать, знает ли Наташа, куда именно. В день накануне он был в Курске, зашел к сыновьям в садик попрощаться, подарил им по машинке. Дочь и бывшую жену повидать не попытался. Наташа, прекрасный, светлый человек... Видно, что она приняла эту ситуацию как крест от Господа, не осуждает, не ропщет. Только тяжело, наверное, не столько потому, что одна осталась с тремя детьми. А потому, что нельзя перестать любить. Помоги Господи, помоги Господи...
На секции по миссиологии у о.Тигрия интересно было все. Председательствовал архиеп. Герман, говорили о.Артемий Владимиров,
pr_daniil Сысоев, о.Георгий Казанцев из Обнинска, о. Роман Братчик, и сам Тигран, разумеется. Жалко, что здесь всего не перескажешь. Я сам "вещал" в трех местах.
Одно из моих "вещаний" - на молодежной секции, где я был сопредседателем - по-хорошему, должно бы стать началом реализации одной идеи, которую можно бы здесь обсудить. На мой взгляд, главная проблема нашей (РПЦ) молодежной политики заключается
в следующем: мы не отдаем себе отчета в том, как нас реально воспринимает молодежь. Какая часть молодежи позиционирует себя в качестве православных, какая при этом реально является частью Церкви, кто воспринимает нас как врагов, кому мы, извините, по фигу... Отец Киприан (Ященко) рекламирует везде данные мониторинга, в соответствии с которым в России 8% молодежи - воцерковленные православные христиане, 4% относятся к Церкви отрицательно, остальные 88% доверяют РПЦ, но - пополам в разной степени. Такое ощущение, что опрос проводился среди семинаристов! Посчитай "по головам" эту самую молодежь в воскресный день в храме (кроме как у о.Максима Козлова), потом еще опроси ее, во что она верит и за чем она пришла (чтобы отследить процент командированных прочищаться народной целительницей бабой Нюрой)... Умножим на количество храмов данного конкретного города, а потом сопоставим с той частью населения города, которая считается молодежью. 8%? Издеваетесь, отец Киприан, да? Было бы потрясающе, если бы это оказалось 0,8%. Но, к сожалению, и на это не смеем надеяться. Так в чем же тогда заключается "воцерковленность" этой самой православной молодежи?
Идея моя - "реалистический" мониторинг. На примере хотя бы нескольких крупных городов средней полосы России честно назвать цифры: сколько ребят и девчонок действительно наши - те, в отношении кого необходима не миссионерская, а именно пастырская работа; сколько на полпути, но уже близко; в кого будут падать семена "в терние и при дороге"; кто не горяч и не теплохладен, но холоден так, что его надо не изблевывать из уст, а осторожно и мудро, помогая преодолеть модные антиправославные штампы, вести к величайшему в его жизни открытию... Опрос можно было бы проводить силами епархиальных молодежных отделов - так, чтобы ребята распечатанные анкеты раздавали своим соклассникам-сокурсникам, а потом сами обрабатывали. Опасно ставить такую задачу "сверху": есть вероятность, что это вызовет потребность в хороших показателях в отчете: вот, мол, плоды нашей неустанной миссионерской заботы и чудотворных молитв наших высоко-высокопреосвященнейших. "Догоним и перегоним показатели отца Киприана..."
Пока честных данных нет, многие из нас не отдают себе отчета в том, как именно говорить с этой самой молодежью. Мы им про Фому (это я не о журнале, это я образно), а какие-нибудь Warraксы им давно уже про Ерёму рассказали. Мы исходим из того, что, поскольку у нас Русь святая, все крещеные, и, следовательно, православные, то, значит, юноши и девушки, которых мы изволили посетить, обязаны "поститься, молиться и слушать радио Радонеж", нам нужно только им об этом напомнить - а они манали эту святую Русь вместе с нашими напоминаниями!!!
Теперь о критерях воцерковленности - для опросника. В первую очередь - сознательное, по собственной воле - а не потому, что бабушка или мама плешь проели, участие в таинствах исповеди и причащения. Потом - мировоззрение. Знакомство с текстом Евангелия (как минимум). Важно поставить вопросы-ловушки для тех, кто уже заявил себя в качестве "воцерковленных православных": кто верит в переселение душ, кто в карму, кто в астрологию. Кто приходит в храм накачать праны или от сглазов полечиться. И еще - соответствие минимальным требованиям к христианскому образу жизни. Тех, кто живет в так называемом гражданском браке, воцерковленными назвать нельзя, даже если они увешаны ладанками и живыми помочами. (Я не о регистрации без венчания, это тоже критерий степени воцерковленности, но по действующему уставу РПЦ не повод для отлучения, я имею в виду нынешнее общеупотребительное значение этого словосочетания как эвфемизма...) Не надо лезть людям в душу, допрашивая о блудных падениях - те, для кого это исключительные случаи, пусть каются на исповеди, а не в анкете. Но вот тех, для кого блядство - норма жизни, от людей церковных отделить как-то надо. Туда же - употребляющих наркотики, считающих допустимыми аборты и т.п. Потом - соблюдение постов, регулярность молитвы, посещения храма. Вопрос не в том, кому удается это все соблюдать в соответствии с уставом, а об отношении: считает ли человек для себя необходимым соблюдать Великий Пост, среду и пятницу (см. 69-е т.наз.Апостольское правило), регулярно молиться на воскресной литургии и читать - пусть сокращенные, пусть когда как - но все-таки регулярные утренние и вечерние молитвы. И вот это будет - пусть очень маленькая, но честная - цифра, отражающая реальное количество молодых членов Церкви.
Остальных - опять-таки с помощью опросника - разделить по группам. Четкий процент убежденных атеистов и представителей других религий и конфессий, реально практикующих религиозную жизнь в своей конфесии. (А не степень доверия/недоверия или +/- отношения к РПЦ. Какой смысл спрашивать у атеиста у его отношении к РПЦ? Что для нас изменится от того - расшаркается он или плюнет?) Условно-православных - конкретизировать:
типа
а) православные по взглядам, но реально не являющиеся членами Церкви;
б) условно воцерковленные, но слабо знакомые с православным вероучением;
в) стремящиеся к христианской вере, но антицерковно настроенные;
г) "агностики", скорее сочувствующие Православию...
и т.п.
И, разумеется, для "сочувствующих", но не пришедших к Церкви, нужно в качестве вариантов ответов сформулировать те проблемы, которые не пускают молодежь в Церковь. И именно с помощью мониторинга определить степень значимости каждой из этих проблем.
Жду советов и предложений по поводу составления опросника и методов проведения опроса. Только прошу воздержаться от обвинений в "наклеивании ярлыков" и "разжигании нетерпимости": анкетирование безусловно задумывается как анонимное.