Два года назад
на ПравМире сказал вроде бы всё, что мог сказать о Высоцком... Однако чуть позже спохватился, что еще на одну очень важную фразу стоило обратить внимание в контексте тех заметок. Из песни "Затяжной прыжок":
Нет свободных падений с высот, но зато
Есть свобода раскрыть парашют.
О грехе и покаянии - потрясающе точно и ярко.
это интуитивное осмысление греха в антитезе контекста, а не глубоко осознанное православием понимание греха с возможным противостоянием ему покаянием. и ни в одной песне мне ни разу не удалось обнаружить осознанного отношения автора к покаянию, о точности слов которого вы говорите.
надо понимать, что владимир семенович (мы тогда бережно и уважительно фамильярничали, называя его "вовкой" и "володей" с фамилией) в "силу неодолимых причин" исторического характера разошелся с темой покаяния как в жизни, так и в творчестве. по крайней мере на то время - 1973 год, - когда была написана песня "затяжной прыжок". но скорее всего это расхождение случилось и вообще: так неожиданна, нелепа и трагична была его кончина по отношению к обсуждаемой здесь теме.
«О таких домах
Не слыхали мы,
Долго жить впотьмах
Привыкали мы.
Испокону мы -
В зле да шёпоте,
Под иконами
В чёрной копоти»
Это не прямая авторская реприза о покаянии, а подсознание автора, вынесенное на его лирического героя. прямого отношения к покаянию владимир семенович, опять повторюсь, нигде не выказывает.
Современный литературный анализ достаточно глубок и книг и статей о владимире семеновиче высоцком много и еще будут множиться. но я более чем уверен в том, что тема покаяния сейчас в них отсутствует и вряд ли будет фигурировать в них в будущем, ибо она не свойственна осознанному авторскому взгляду. впрочем, как не свойственна эта тема и его жизненному кредо.
Херувимы кружат,
Ангел окает с вышки -
занятно!
Да не взыщет Христос,-
Рву плоды ледяные с дерев.
Как я выстрелу рад -
Ускакал я на землю обратно,
Вот и яблок принес,
Их за пазухой телом согрев.
и пусть так уж сложилось, что тема покаяния нигде поэтом не раскрыта, но вот творчество владимира семеновича высоцкого - плоды, что он принес нам за пазухой - в том, уже законченном и сложившемся виде и вне времени, для многих может послужить катализатором к духовному развитию и поиску духовных смыслов покаяния. в это я верю.
Reply
Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть, чем оправдаться перед Ним -
говорят о том, что к христианскому покаянию он так и не пришёл, как ни печально это констатировать.
Что не отменяет заложенного в строчках "затяжного прыжка" символического понимания падения с высоты и парашюта. Распад личности через какую-либо страсть (например, те же самые алкоголизм и позже наркомания, которыми страдал ВВ), кажущаяся свобода в которой оборачивается зависимостью и в конечном счете гибелью. И некая мера по прекращению падения, доступная падающему: отказ от продолжения "свободного" падения и есть подлинное проявление свободы. Это сопоставление падения и "свободы раскрыть парашют" на христианском языке выражается понятиями греха (страсти) и покаяния, а задумывался ли ВВ о выражении этих понятий именно на таком языке (скорее нет, конечно) - в контексте моего комментария не столь важно, поскольку говорит он все же именно об этом.
Reply
Leave a comment