Фьюча ин зе паст

Jan 27, 2009 01:11

Вчера довелось увидеться с великим Петром Наумовичем Фоменко.

В его театре поставили новый спектакль под названием «Улисс» по одноимённому роману Джеймса Джойса. Говорят, тот, кто это произведение прочтёт, - герой. Я пока осилил примерно двадцать страниц из двух тысяч, и особого желания продолжать нет. Сюжет на редкость мутный, всё завязано на реалиях Ирландии начала двадцатого века, где я не жил, а также наполнено отсылками, например, к «Одиссее», которую я не читал, и к «Гамлету», из которого я, как и подобает современному культурному человеку, чей день начинается и заканчивается тыканьем по ссылкам в интернете, ни черта не помню. В общем, смысл написанного (и сыгранного) улавливается с огромным трудом. А вообще-то роман считается величайшим литературным произведением двадцатого века. Но речь не об этом.

Посещение театра Фоменко для меня, как экзамен для Дуба в «Операции Ы», - всегда праздник. Я не большой театрал и ничего в этом не понимаю. Но в последнее время мне везёт: попадаю больше на хорошие и очень хорошие постановки. А здесь вообще - посетил четыре спектакля (завтра будет пятый), и все просто блеск.

Постановщику удаётся так разнообразить перемещения героев, взаимодействие их друг с другом, с декорациями и реквизитом, заставить актёров так ярко произносить свои реплики, что глаз и ухо даже на длинном спектакле не успевают утомиться. Сцена живёт и дышит, и никогда не кажется пустой: весь её большой объём постоянно заполнен, но не перегружен деталями. Перед зрителем проносится вихрь удивительных образов, в котором каждая деталь продумана и прекрасно исполнена.

Меня на этот спектакль позвал В.В. Шахиджанян, в свою очередь приглашённый Петром Наумовичем. Это был первый показ зрителям громадного труда под названием «Улисс», даже ещё не премьера. И хоть о спектакле широко не объявляли, всё равно был полный аншлаг. Все пять с половиной часов, которые шло действо, худрук сидел в своей ложе и делал какие-то пометки. Во втором антракте мы к нему зашли, и я из уголка послушал разговор двух интересных людей.

Пётр Наумович - изумительной душевной красоты человек. Я, конечно, отнёсся к нему предвзято (в плюсе), да и беседа, на которой я присутствовал, продолжалась не так долго, но впечатлений от этих десяти минут - едва ли не больше, чем от спектакля. Сидит простой такой дедушка, тихо и устало повествует, но сколько обаяния и интеллигентности! Умный, образованный, интересный, прекрасный рассказчик. Говорил про молодость и про нынешние планы, про историю своей студии и про современный театр.

Вышел от него вдохновлённый.

Главному режиссёру - 76 лет. При этом все постановки свежие, яркие и не старпёрские. Хотя подавляющая их часть - по классике: Островский, Толстой, Гоголь, Достоевский. В каком-то интервью он говорил, что современные театральные деятели хотят сбросить оковы старых традиций и предрассудков и ставить «не как раньше», а как на самом деле было раньше - они толком не понимают. Пётр Наумович, конечно, понимает. Он сравнил свой театр с конструкцией из английского языка future in the past - берутся за старое и, не меняя смысла и формы, умудряются делать так, что и потомки будут завидовать.
Previous post Next post
Up