Цель Эпикурова ученья - доказать, обосновать и подтвердить собственным примером возможность для человека жить по собственному разумению и не для какой-то высшей цели, а просто для себя, для своей единожды нам данной жизни.
Эпикур и его последователи не верили в спокойное благополучие при просвещенных монархах, не принимали как такового общественного долга потерпевших поражение, и поэтому продолжали настаивать на том, что главная цель человеческой жизни - личное счастье, наслаждение радостью бытия.
Этика Эпикура - это проповедь умеренности и самоограничения. Сам Эпикур был уверен, что «не уничтожает душевной тревоги и не рождает значительной радости ни обладание огромным богатством, ни почет и уважение со стороны толпы».
Эпикур не мог примириться с ролью бессильного объекта неведомых космических сил, бросая бесстрашный, подлинно человеческий вызов идее предопределенности, стремясь доказать - и философскими умозаключениями, и всей своей жизнью - возможность свободы выбора, свободы воли и разума.
«Прекращение общения», по мере возможности полное отстранение от всего неприемлемого, враждебного, наконец, просто возмущающего, раздражающего, но что совершенно невозможно ни исправить, ни пресечь, ни приостановить, становится постепенно основным из условий, которые Эпикур и его последователи считали необходимыми для достижения полного душевного спокойствия.
Стоицизм становится философией государственных мужей и реформаторов, тех, кто еще надеется и пытается как-то упорядочить человеческое существование , как-то приблизить род людской к предполагаемо заложенному в нем божественному совершенству, а эпикуреизм превращается в символ веры для тех, для кого в этом мире существуют как подлинные только две ценности - свобода личности и радость так ненадолго нам данного, такого хрупкого, прекрасного и больше никогда не повторимого бытия.
Эпикур называли Спаситель людей.
Эпикур настойчиво советовал своим близким направлять все усилия не на то, чтобы скопить для детей побольше добра и тем более давать им уже в юношеском возрасте деньги, но на то, чтобы дать им хорошее воспитание и образование.
«Страдание» и «Счастье» - вот две главные темы Эпикуровых наставлений. Он стремится научить своих последователей не бояться несчастий, боли бедности, болезней, не бояться жизни вообще, какой бы она не обернулась, сохранить благородство помыслов даже при перемене к худшему и тем самым достигнуть счастья - единственно возможного для человека счастья умиротворения души. Всякое телесное страдание достойно презрения, а присущее почти каждому человеку мучительное сожаление о несовершившемся, несостоявшемся в его жизни должно врачевать осознанием ценности тех благ, который имеешь.
Эпикур подчеркивал как первейшее из качеств разумного человека - умение владеть собой при любых обстоятельствах, способность держаться как бы на расстоянии от всего происходящего вокруг, будучи твердо уверенным в том, что на свете вообще очень мало такого, ради чего стоило бы серьезно волноваться, страдать, тратить невосполнимые сокровища ума и сердца.
Гончарова Т. Эпикур. (ЖЗЛ)