Где на Руси жить хорошо? - 2

Nov 18, 2020 22:20


В прошлом году была утверждена Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Документ не привлёк к себе внимания широкой общественности, а дискуссия среди специалистов быстро затихла. Тем не менее, документ этот во всех отношениях замечательный и описывает он ни много ни мало, а наше будущее. То есть где мы будем жить и как. Перед тем как обсудить эту стратегию, остановимся на предыстории.

В 2009 году, сразу после кризиса, в правительстве возникла идея сконцентрировать пространственное развитие страны на нескольких мегаагломерациях. «Нам вряд ли удастся сохранить жизнеспособность всех малых и средних городов. Убывание городов небольшого размера - это такая непреодолимая глобальная тенденция», - констатировала на Московском международном урбанистическом форуме в декабре 2011 года тогдашний руководитель Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина. Согласно представленному ею прогнозу, в ближайшие 20 лет из малых и средних городов России может высвобождаться и мигрировать в крупные города до 15−20 млн человек, и «вопрос в том, готовы ли наши крупные города принимать и качественно использовать такой огромный ресурс или это станет неподъемным вызовом».



В рамках дискуссии "Будущее экономики страны " с главой совета Центра стратегических разработок Алексеем Кудриным мэр Москвы Сергей Собянин предложил отказаться от попыток удержать население в малых городах России и приступить к стимулированию дальнейшей урбанизации и концентрации населения в крупных агломерациях страны. «Пятнадцать процентов населения не могут найти себе работу в малых городах - это 30 млн. Сделайте из 30 млн три Москвы, и ВВП нашей страны вырос бы на 40%». Также он заявил, что «в сельской местности проживает условно лишних 15 млн человек».

Президент Российской Федерации В.В. Путин в программной статье «О наших экономических задачах», опубликованной в газете «Ведомости» от 29 января 2012 года, отмечал, что «в России надо начинать с земель вокруг крупных экономических центров. Расширение агломерационных радиусов наших городов в 1,5-2 раза увеличит доступную территорию в несколько раз».

В том же духе высказались и учёные. Глазычев В.Л., рассматривая принципы пространственного развития России, писал, что «стратегическое развитие невозможно без усиления различий между лидерами и аутсайдерами, происходящее естественным и рыночным путем». По его мнению, «неэффективное размещение населения, недостаток ресурсов в точках реального роста, неэффективный рисунок транспортных коммуникаций, унаследованный от предыдущих эпох, тормозит развитие страны. Неэффективная пространственная организация деятельности на территории страны обходится ей потерей как минимум 3%». «В условиях рыночного перехода усилились и предпосылки к сжатию интенсивно используемого пространства: рынок беспощадно выбраковывает не только нерентабельные предприятия и целые отрасли, но соответственно города и обширные территории в пределах Севера, Северо-Востока, Сибири, Дальнего Востока».

«В условиях перехода экономики на рыночные отношения территориально-хозяйственный комплекс крупных городских агломераций обладает наибольшей устойчивостью и способностью к адаптации к новым условиям в силу его диверсифицированности и возможности перераспределения функций и ресурсов между различными элементами агломерации». Согласно данным Глазычева В.Л. увеличение численности населения агломерации на 1 тыс. человек приводит к росту продуктивности экономики на 0,1%. Рыночная экономика стимулирует развитие центростремительных тенденций в размещении производства, приводя ко все большей концентрации населения в определенных субъектах РФ и в агломерациях.

Сейчас у нас нет плановой экономики, а для масштабных проектов нужны крупные средства. Чем крупнее агломерация, тем больше у неё возможностей. Агломерации в своём развитии всё больше и больше обрастают прямыми международными связями и всё больше становятся самостоятельными.

Исследования, производившиеся как в развитых, так и в развивающихся странах, обнаруживают некоторую положительную корреляцию между производительностью и размером города. Согласно большинству этих исследований, в городе с населением на 10% больше, зарплаты обычно на 0,2%-1% выше. Росту производительности в больших городах, по-видимому, способствуют большая эффективность совместного использования ресурсов, лучшее взаимодействие между продавцами и покупателями и более высокая скорость обмена знаниями.

В развивающихся экономиках именно мегаполисы служат центрами инноваций. При этом они не выносят уже освоенное производство в специализированные города, как это принято в развитых экономиках. В результате на развивающихся рынках большая часть продуктов и услуг производится в более дорогих городах и стоит дороже. Соответственно, высококвалифицированная рабочая сила тянется в мегаполисы. Бизнес уже сейчас нередко разрабатывают стратегии для городов, а не для стран.

Регионов, где в последнее десятилетие росло и жилищное строительство, и население, в России всего 28. Если исключить ряд национальных субъектов (республики Северного Кавказа, Тыва, Бурятия), где рост населения и строительства не является показателем качественных улучшений в экономике или инвестиционной привлекательности, то в этом списке останутся главным образом именно регионы с крупными агломерациями. Это две столицы с прилегающими к ним областями, Краснодарский край, Татарстан, Башкирия, Воронежская, Новосибирская, Самарская области. Здесь же несколько регионов, которые смогли пробиться в лидеры - Тюменская, Калужская, Белгородская области. Таким образом, точки роста, на которых можно строить каркас пространственного развития, очевидны, но их немного. Среднестатистический же российский регион - это территория, откуда медленно но верно утекает население.

Обратимся теперь непосредственно к самому документу, а точнее к Приложению, в котором приводится перечень перспективных городов - центров экономического роста:

I. Перспективные крупные центры экономического роста Российской Федерации - города, образующие крупные городские агломерации и крупнейшие городские агломерации, которые обеспечат вклад в экономический рост Российской Федерации более 1 процента ежегодно

г. Владивосток

г. Волгоград

г. Воронеж

г. Екатеринбург

г. Иркутск

г. Казань

г. Краснодар

г. Красноярск

г. Набережные Челны - г. Нижнекамск

г. Нижний Новгород

г. Новосибирск

г. Омск

г. Пермь

г. Ростов-на-Дону

г. Самара - г. Тольятти

г. Тюмень

г. Челябинск

г. Уфа

г. Санкт-Петербург и города Ленинградской области, входящие в Санкт-Петербургскую городскую агломерацию (в том числе гг. Гатчина, Всеволожск и прочие)

г. Москва и города Московской области, входящие в состав Московской агломерации, с численностью населения более 100 тыс. человек - гг. Балашиха, Подольск, Химки, Королев, Мытищи, Люберцы, Электросталь, Красногорск, Коломна, Одинцово, Серпухов, Щелково, Домодедово, Орехово-Зуево, Раменское, Жуковский, Пушкино, Долгопрудный, Сергиев Посад, Ногинск, Реутов

II. Перспективные центры экономического роста субъектов Российской Федерации, которые обеспечат вклад в экономический рост Российской Федерации от 0,2 процента до 1 процента ежегодно

Города и прилегающие к ним муниципальные образования с общей численностью населения более 500 тыс. человек, образующие крупные городские агломерации и крупнейшие городские агломерации

г. Астрахань

г. Барнаул

г. Ижевск

г. Калининград

г. Кемерово

г. Липецк

г. Махачкала

г. Новокузнецк

г. Оренбург

г. Пенза

г. Рязань

г. Саратов

г. Ставрополь - г. Михайловск

г. Томск

г. Тула - г. Новомосковск

г. Ульяновск

г. Хабаровск

г. Чебоксары - г. Новочебоксарск

г. Улан-Удэ

г. Ярославль

г. Пятигорск - г. Кисловодск - г. Ессентуки - г. Минеральные Воды - г. Георгиевск

Города с общей численностью населения менее 500 тыс. человек

г. Белгород

г. Архангельск

г. Великий Новгород

г. Владимир

г. Вологда

г. Калуга

г. Комсомольск-на-Амуре

г. Магнитогорск

г. Мурманск

г. Нижний Тагил

г. Норильск

г. Петрозаводск

портовые города Ленинградской области (гг. Выборг, Усть-Луга, Высоцк)

портовые города Краснодарского края (гг. Тамань, Новороссийск)

г. Псков

г. Сургут

г. Сыктывкар

г. Тамбов

г. Тверь

г. Сочи

г. Ханты-Мансийск

г. Череповец

г. Южно-Сахалинск

IV. Перспективные минерально-сырьевые и агропромышленные центры

Перспективные центры экономического роста субъектов Российской Федерации - минерально-сырьевые центры, которые обеспечат вклад в экономический рост Российской Федерации более 0,2 процента ежегодно

Муниципальные образования Республики Коми, специализирующиеся на добыче нефти и природного газа

Муниципальные образования Красноярского края, специализирующиеся на добыче нефти и природного газа

Муниципальные образования Ненецкого автономного округа, специализирующиеся на добыче нефти и природного газа

Муниципальные образования Республики Татарстан, специализирующиеся на добыче нефти и природного газа

Муниципальные образования Тюменской области, специализирующиеся на добыче нефти и природного газа

Муниципальные образования Ямало-Ненецкого автономного округа, специализирующиеся на добыче нефти и природного газа

Муниципальные образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, специализирующиеся на добыче нефти и природного газа

Муниципальные образования Кемеровской области, специализирующиеся на добыче угля

Муниципальные образования Сахалинской области, специализирующиеся на добыче угля

Муниципальные образования Иркутской области, специализирующиеся на добыче нефти и золота

Муниципальные образования Амурской области, Магаданской области, Хабаровского края, Чукотского автономного округа, специализирующиеся на добыче золота

Муниципальные образования Республики Саха (Якутия), специализирующиеся на добыче алмазов, золота, топливно-энергетических ресурсов

Перспективные центры экономического роста субъектов Российской Федерации - агропромышленные центры, которые обеспечат вклад в экономический рост Российской Федерации более 0,2 процента ежегодно

Муниципальные образования Алтайского края, специализирующиеся на сельском хозяйстве

Муниципальные образования Белгородской области, специализирующиеся на сельском хозяйстве

Муниципальные образования Брянской области, специализирующиеся на сельском хозяйстве

Муниципальные образования Волгоградской области, специализирующиеся на сельском хозяйстве

Муниципальные образования Воронежской области, специализирующиеся на сельском хозяйстве

Муниципальные образования Краснодарского края, специализирующиеся на сельском хозяйстве

Муниципальные образования Курской области, специализирующиеся на сельском хозяйстве

Муниципальные образования Липецкой области, специализирующиеся на сельском хозяйстве

Муниципальные образования Пензенской области, специализирующиеся на сельском хозяйстве

Муниципальные образования Республики Башкортостан, специализирующиеся на сельском хозяйстве

Муниципальные образования Республики Мордовия, специализирующиеся на сельском хозяйстве

Муниципальные образования Республики Татарстан, специализирующиеся на сельском хозяйстве

Муниципальные образования Ростовской области, специализирующиеся на сельском хозяйстве

Муниципальные образования Ставропольского края, специализирующиеся на сельском хозяйстве

Муниципальные образования Тамбовской области, специализирующиеся на сельском хозяйстве

V. Перспективные центры экономического роста, в которых сложились условия для формирования научно-образовательных центров мирового уровня

г. Москва и города Московской области с высоким научно-производственным потенциалом, входящие в состав Московской агломерации, в том числе наукограды

г. Санкт-Петербург - г. Гатчина

г. Нижний Новгород

г. Екатеринбург

г. Новосибирск - г. Кольцово

г. Самара

г. Красноярск

г. Челябинск

г. Ростов-на-Дону

г. Пермь

г. Казань

г. Томск

г. Уфа

г. Тюмень

г. Краснодар

г. Владивосток

г. Воронеж

г. Обнинск

г. Саратов

г. Иркутск

Вот и всё. Можно ещё добавить геостратегические территории, которые будут поддерживаться искусственно. С точки зрения федерального центра это вся Россия. Судьба остальной её части скорее всего печальна. Там не будет экономической жизни, возможен будет лишь традиционный быт.

russia, Уровень жизни, Миграция

Previous post Next post
Up