Сегодня канун Нового года по Восточному календарю.
Праздник длится месяц. Переводится как Праздник Белого месяца.
Сутки перед «Сагаалганом», по-бурятски называют «бутуу удэр» закрытый, глухой или, переводя по смыслу, темный день.
В этот день, последний день старого года, семья собиралась за праздничным столом для торжественных проводов уходящего года. В этот вечер семья должна быть в полном составе. В «бутуу удэр» должны были есть как можно больше и обязательно попробовать все кушанья, приготовленные в сагаалганский праздник.
Буряты говорили: в этот вечер с гор спускается Саган Убгэн (Белый Старец) и заходит в гости в каждую юрту. Если кто-то не насытился, старец может обидеться и вернуться к себе, недовольный тем, что люди бедно и плохо живут, хотя он много заботился об их благополучии. И чтобы не обидеть Белого старца, ели в сагаалганские дни много и при этом еще вежливо уговаривали друг друга покушать еще.
Саган Убгэн - добуддийское божество, культ его существует на Земле более двух с половиной тысяч лет. В XVIII веке он был включен в пантеон божеств северного буддизма. Белый Старец входит в разряд «хозяев» (эдзэнов, эжинов, сабдаков) Земли и является Главой Ханов.
Саган Убгэн почитается как покровитель здоровья, долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, приносит мир и покой, равновесие во всех делах.
Существует много легенд и историй о Белом Старце. По одной из них, Будда Шакьямуни во время прогулки со своими учениками встретил белобородого старца в белой одежде в окружении животных. Поговорив с ним и убедившись в его мудрости и могуществе, Будда повелел ученикам почитать его.
Традиция проводов нового года называется «бутуулэх». Как и у многих других народов, у бурят перед Новым годом, точнее перед «бутуу удэр», спешили, прежде всего, рассчитаться с долгами, будь это деньги, скот или услуги и обязательства. Важно было помириться с тем, с кем в ссоре.
В «бутуу удэр» проводят «обряд почитания домашних святынь, изображений богов «Бурхан-дэлгээхэ» (развешивание бурханов), зажигались зула (лампадки), хужэ (благовония), перед божницей ставятся яства», проводится уборка дома, хозяйства. «Мужчины, выбирая своих лучших скакунов, расчесывали им гриву и готовили новые, с начищенными бляхами, сбрую и седло. Меняли на новые даже ошейник и привязь».
Хозяйки готовили кушанья и начинали выставлять их на стол во второй половине дня. Садились вечером дня «бутуу», в полном составе - от стариков до молодёжи, всей семьей. Все в нарядных одеждах, застегнутых на все пуговицы, и, согласно древнему монгольскому обычаю, в головных уборах.