pavelrudnev:
1. Что включает в себя понятие «хорошо сделанной пьесы»? Дайте определение этому понятию.
Срифмованные судьбы, характеры, система зеркал и ассоциаций, внятная цепочка, эволюция, перетекания образов, коллизий, мест действия. Обтекаемая форма пьесы, ее закольцованность и эргономичность. Точеные, отработанные диалоги без «западаний» ритма. Стройная, выверенная структура: умелое сочетание интимных сцен с массовыми, вовремя переломы и события, вовремя кульминация, четко формулируемый и реализуемый конфликт, «закрытый» финал, мягкие переливы эмоций, без скачков, легкое движение событий в пьесе. Каждые десять минут меняется расклад сил, меняются отношения и уровень правды, который зритель постигает - пьеса с бесчисленными поворотами, заставляющими зрителей волноваться и пребывать в напряжении и ожидании. Самоигральная пьеса.
2. Какое место модель ХСП занимает в российском театре? Есть ли у нее какие-то определенные функции?
Существует наравне со всеми прочими. В русской классической пьесе много хорошо сделанной пьесы, в советской драматургии - почти каждая.
3. Как понятие ХСП соотносится с поэтикой Аристотеля?
Они прислушиваются друг к другу.
4. В чем состоит драматургический канон Аристотеля?
Школьный вопрос. Ну, если коротко, то так: умелое подражание и узнавание (мимесис) порождает максимальное эффективное переживание (катарсис).
5. Может ли по-настоящему новая пьеса быть ХСП? Да или нет?
Может.
6. Должна ли она следовать аристотелевскому канону? Да или нет?
Нет, не должна, но может.
7. Что такое «по-настоящему новая» пьеса?
Поиск «по-настоящему новой пьесы» вряд ли может быть сосредоточен в области формы - тут изобрести что-то принципиально новое очень сложно, гораздо легче на этом пути врезаться в провинциальность и графоманию, многозначительность и творческую ересь. Для меня по-настоящему новая пьеса - это открытие новой темы в театре, в культуре, в обшестве; введение в культуру, в театральный язык новых смыслов, новых значений, новых связей и ассоциаций. Когда театр начинается проникать на территорию, где он еще никогда не был. И, разумется, самое важное и даже, быть может, наиболее важное - «по-настоящему новая пьеса» прислушивается к современному языку и современному сознанию, которое он (язык) отражает. «По-настоящему новая пьеса» фиксирует изменчивость языка, новые типы людей, цементирует и цепляет современное сознание, вступает во взаимотношение с языком: делает его афористичным, символичным, критикует его, разлагает, микширует, шинкует, смакует - но, главное, слышит... Драматург обязан слышать время через язык.
8. Назовите одну по-настоящему новую пьесу.
В русской драме - «Кислород» Ивана Вырыпаева. В западной - «Малыш» Мариюса Ивашкявичуса.
9. Какому типу драмы относится приведенная Вами пьеса?
Затрудняюсь определить.
10. Представление о ХСП как о каноне мешает восприятию публикой новых текстов или развивает?
Не знал, что хорошо сделанная пьеса - это канон. Никогда не слышал, чтобы так кто-то утверждал. Чаще всего говорят, что хорошо сделанная пьеса - это атрибут коммерческого театра (в советское время Рацер и Константинов, в наше - Рэй Куни и Марк Камолетти). Мне кажется, сегодня вообще нет канона театра, даже в традиционном театре. Каноническое представление о театре могло в XX веке существовать только в условиях советской культурной изоляции. Какой может быть канон в пору режиссерского театра?
11. А аристотелевский канон? Да или нет?
Нет, не мешает. Аристотель дал универсальные законы. Но даже если этот канон мешает, то все равно сопротивление канону помогает. Либо сам канон помогает, либо сопротивление ему.
http://pavelrudnev.livejournal.com/1107566.html?nc=4И еще ответы:
МИХАИЛ УГАРОВ:
http://m-u.livejournal.com/485536.htmlАЛЕКСЕЙ ЗЕНЗИНОВ:
http://zenzinich.livejournal.com/887977.html