Драматург Алексей Зензинов - о Театре читок

Jan 17, 2011 15:05

Идея, о которой говорили на последнем конкурсе "Премьера", начинает обретать формы.
В минувшую пятницу "Театр читок" собрал зрителей уже второй раз. 22 декабря прошли читки и обсуждения пьес финалистов "Премьера-2010" - "Тот вечерний несказанный свет" Керен Климовски и Ганны Шевченко "Мертвая кошка", а режиссер Ольга Лысак представила фрагмент новой пьесы Екатерины Нарши "Матрешки". 14 января читали две монопьесы, тоже отмеченные на конкурсе: "Она и вещи" Вероники Маловой (режиссёр Валерия Приходченко) и "Обморок" Марины Крапивиной (режиссёр Анна Брандуш).
Читки шли в правильной последовательности, как учили в советской школе - от простого к сложному. У Маловой - линейная история, достаточно предсказуемая в своём развитии. У Крапивиной - сложно организованный поток событий, воспоминаний, ассоциаций, киноцитат (текст, на мой взгляд, более адресованный кинематографу, чем театру).

Главный недостаток пьесы "Она и вещи" - избыточная литературность. Как сказал на обсуждении Лев Яковлев (за точность цитаты не ручаюсь, но смысл именно такой), перестаёшь верить в безумие героини. Очень правильно, очень по-книжному выстроенные фразы. Слишком прямой путь для сумасшествия, даже если это не болезнь, а просто расщеплённость сознания, вызванная несоответствием между идеальным и реальным. Впрочем, важнее другое - в пьесе Маловой зафиксирован один из самых серьёзных вызовов нашего времени: люди, по сути, ничего не меняют в жизни героини, все перемены связаны только с вещами. События - значимые, поворотные события - из сферы человеческих отношений перемещаются в сферу внеантропологического.

"Обморок" Крапивиной выстроен виртуозно, полон загадок и поначалу кажется, что это история знакомства ребёнка со смертью. Тревожные симптомы-звоночки (что-то здесь не так) постепенно становятся всё заметнее, ритм - дерганее, и, наконец, следует развязка - не скажу, какая, чтобы не испортить удовольствие тем, кто впервые будет знакомиться с этим текстом.

Публика - совершенно не та, что ходит на "Любимовку", в ЦДР, в "Практику". И это отлично - новая аудитория может стать и строже, и благодарнее, и честнее, резче в оценках. Света Кочерина и Лев Яковлев - большие молодцы, что придумали такую форму встреч драматургов и зрителей, которые прежде мало что знали о новой драме.
http://zenzinich.livejournal.com/860112.html?nc=10

Театр читок, жж-отзывы, 2011

Previous post Next post
Up