Екатерина Климушкина - обзорная рецензия на пьесы номинации "пьеса для подростков".

Nov 15, 2010 17:42

Екатерина Климушкина (15 лет) - Объединение "Журналистика и Риторика" ГОУ ДЮЦ "Пресня".

Практически во всех пьесах для подростков речь шла о вечных 
ценностях - о дружбе, любви, внимании к ближнему. О самопожертвовании и готовности помочь в любую минуту. Не все герои обладали такими качествами изначально, некоторые приходили к этому к концу пьесы, другие, увы, навсегда оставались чёрствыми.

В «Рыжей осени» Афанасьевой Марии рассказывается о сыне жестокого градоначальника. Отец его хотел снести все дома на городской площади и старую ратушу, а сын (Алекс) нашёл в себе силы противостоять ему вместе со своей верной подругой - появившейся непонятно откуда (и пропавшей, кстати, неизвестно куда) девочкой Ниной. Сначала жители города никак не реагируют на его призывы противостоять властям, но в итоге всё же выходят на улицу и буквально закрывают собой здания. Дома, к сожалению, всё-таки сносят, но мальчику это уже не важно - ведь людям не всё равно, люди ответили на его призыв! Ну а сам Алекс, в конце концов, понимает, что «Не надо пытаться изменить мир. Надо пытаться изменить себя, и тогда мир станет немножко лучше…». Главные герои привлекательны и харизматичны, им хочется подражать, на протяжении всего действия за них действительно переживаешь. Пьеса мне очень понравилась своей наивностью, чистотой и моралью. На мой взгляд, этих качеств недостает многим другим пьесам, представленным на конкурсе.

«Друг из бамбука» Игоря Васильева - пьеса о настоящей дружбе, способной оживить даже «бамбуковое чучело». Главный герой - Мальчик, живущий в одиночестве на острове - обладатель чистого, незапятнанного стереотипами «цивилизованного общества» ума. И вот, в их с его «другом» и черепахой мир попадает Девочка из богатой семьи, привыкшая к роскоши, рождённая «чтобы блистать». Она заставляет Мальчика взглянуть на мир немного по-другому, заставляет его потакать всем своим капризам. Сначала Девочка его раздражает, но в конце главный герой уже не может представить себе жизни без неё. В конце, естественно, Девочка и Мальчик уплывают с острова, но Мальчик так и не вливается в мир, столь обожаемый Девочкой. Он становится капитаном и мечтает вернуться на остров и увидеть своего верного бамбукового друга, который всё ещё ждёт его… Эта пьеса заставила меня задуматься - что же правильно - жизнь в нашем мире с его благами цивилизации и случайными знакомыми или же жить на каком-то далёком и забытом всеми острове, но с верным другом? Мальчик мне очень понравился, а вот Девочка смутила своим цинизмом и отношением ко всему происходящему и к обитателям острова. Но зато её персонаж символизирует современное общество.

«Месть Сирано и другие пьесы из серии «Подростковые страдания»» честно говоря, ввели меня в недоумение. Первый акт рассмешил - особенно шутка про «Чёрного человека», но вот продолжение… Я понимаю (во всяком случае, я на это надеюсь), что происходящее во втором акте - метафора. Ну, как-то это совсем… не по-человечески… Может быть Вам, уважаемая Анна Донатова, и попадались такие отморозки на пути, но я, как подросток могу Вам сказать, мы бы до такого не опустились. Даже самые ненавидящие и подлые. А дальше как-то пошловато. Даже писать об этом не хочется. Не обижайтесь, пожалуйста, но, кажется, вы немного перегнули палку. А вот Ваши «ПТИЦЫнеЛЮДИ» достойна восхищения. Замечательная рок-драма, я бы даже сказала, революционная. В конце действительно задумываешься, а кто же предатель? Неужели это…? И очень многие персонажи напоминают реальных людей. Например, Свирестель - вылитый современный ведущий. И я даже догадываюсь, кто был прототипом… Но, увы, и у этого прекрасного мюзикла есть недостаток. Некоторые рифмы звучат уж очень надуманно, но думаю, это заметно, только в процессе чтения. Было бы интересно посмотреть на это на сцене и сопоставить свои ощущения.

В «Кукле» Йосича превозносятся такие ценности, как дружба, отвага, честь, любовь и верность. Главный герой - Максимилиан, изначально не человек, а восковая кукла. Но искренняя любовь его приёмной матери Эльзы, невесты Амелии и настоящая дружба рыцаря Бруно в конце делает из него человека. На своём пути он совершает немало ошибок, попавшись в сети ветреной принцессы, позарившись на богатую жизнь и на титул лучшего рыцаря. Но, конечно, осознаёт свои ошибки и возвращается к прежней жизни. А зло в лице его создателя - Мастера Пуппе и Баронессы Брунгильды повержено. Эта пьеса своей добротой и незатейливостью (в хорошем смысле) напомнила мне творения Евгения Шварца.

Две пьесы Крищенко Людмилы «Рыжая девочка» и «И тогда зазвонил телефон» одинаковы только в одном - они замечательно написаны. В «Рыжей девочке» освещается проблема счастья - что это? Как его добиться? И, неужели, не быть несчастной и быть счастливой это одно и то же? И можно ли стать счастливой, отдав своё заветное желание другому? Все эти вопросы встают перед маленькой главной героиней, которой помогают их решить её друзья - Рыбачка, Чайка, Русалка и Рыба. Пьеса очень оптимистическая, она действительно поднимает настроение. «И тогда зазвонил телефон» наоборот грустная, мрачная. Главные герои предстают одинокими и замученными людьми, которые не интересуются другими, пока в подъезде неожиданно не умирает старушка. Этот, казалось бы, печальный повод, заставляет жителей дома познакомиться и сплотиться, в кои-то веки порадоваться. И оторванные телефонные трубки снова начинают звонить…

Пьеса Опалевой Ольги «Снежная королева XXI век» произвела на меня двойственное впечатление. Я понимаю, что это высмеивание сегодняшних реалий, но, на мой взгляд, автор немного переборщила. На середине пьесы я уже потеряла нить сюжета, в этих перепалках между Кларой и Карлом. Возможно, это и была авторская задумка? Но конец действительно обнадёживает - всё-таки остаются в нашем мире люди, вроде Лёни и Герды, которые живут не ради того, чтобы зарабатывать деньги, а зарабатывают, чтобы жить. Но становится страшно от того, что их осталось так мало… А вот её же произведение «Чудоюдоимюзикл» это нечто. Существуют такие произведения (или постановки), которые вначале кажутся совершенно дикими, к середине от них уже нельзя оторваться, ну а в конце зритель уже подрыгивает ножками от смеха и восхищения и запоминает это на очень долгое время. Каждый без исключения персонаж неповторим, жив и колоритен. А фраза «Иногда мне кажется, что я связалась с идиЁтом» просто обязана стать крылатой. Желаю автору непременной постановки «Чудоюдомюзикла» на сцене. Это действительно стоит посмотреть в будущем.

«Кто украл журнал или неизвестный подвиг Геракла» - название меня вдохновило. Наконец-то пьеса про школьные реалии! Полянская Мария написала настоящую пьесу для подростков - и школа, и сложные отношения межу мамой-учительницей и сыном-учеником, и проблема отношений отцов и детей (тут, правда, скорее матерей), и любовь. Аплодирую стоя, это, наверное, именно то, что я ожидала увидеть в этой номинации.

«Мир - дверь - мяч» Черлака Егора вещь… интересная. Она необычная, её две части, казалось бы, чем-то похожи, но отличаются друг от друга. В первой части идёт типичное заседание чего-то там в какой-то школе. Надрывается только председатель, всем остальным глубоко параллельно общее дело, они, разбившись на группы по интересам, обсуждают что-то свое. Но во второй части, когда на кону стоит путёвка на «Велигер» (где можно наладить будущую карьеру, просто «пофоткавшись у костерка с Утиным») начинается самая настоящая грызня. Сразу все «друзья» не стесняясь ничего закладывают друг друга, афишируя нелицеприятные подробности личной жизни, оскорбляют и чуть ли не бросаются в драку. В конце концов, инвалид Дима перерезает себе вены в туалете. Сначала, я надеялась, что он это сделал, потому что оставался единственным порядочным человеком в этом гадюшнике, но, увы, в эпилоге автор указывает на обратное. А жаль. Ещё к недостаткам можно отнести, на мой взгляд, излишнюю «грязь» в повествовании. Я понимаю, надо показать колорит и бескультурье, но не до такой же степени. Хотя, наверное, я слишком консервативна в данном вопросе.

Пьеса или даже скорее мини-пьеса Александра Трифонова «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих» вызывает смешанные эмоции. Что называется «это было бы смешно, если бы не было так грустно». Большое спасибо автору за это произведение, вызывающее грустную улыбку и заставляющее задуматься, несмотря на маленький размер.

Тема любви, самопожертвования и жадности поднимается в пьесе «Алхимик» Якимова Игоря. Повествование захватывает, хочется «войти» в мир, созданный автором и кому-то подсказать, а кому-то по голове настучать. У всех героев пьесы разная точка зрения на мир - Генрих своей жадностью и беспринципностью чем-то напоминает Тартюфа, Май, алхимик и учёный от Бога не может понять очевидных вещей, а кукла Лилит, несмотря на идеальный ум и внешность относится к любви, как к заболеванию. Конец, как говорится, немного предсказуем, но это не делает пьесу занудной и скучной.

«Практикантка из Салема» Лугина Юрия - пожалуй, самая весёлая пьеса из представленных. Мисс Фани Дебори чем-то похожа на Мэри Поппинс, пусть не столь строга, но зато методы у неё и её помощника те ещё. Но что мне не особо понравилось в пьесе так это то, что она не оставляет особого следа в памяти. Да весело, да смешно, да необычно. Но уже дня через два вспомнить про что она, не представляется возможным. Вспоминается только то, что было весело. Хотя, это тоже неплохо.

Название «Сказка о Рочестерской колдунье, духе леса и живительных побегах» меня несколько насторожило. Не заинтриговало, а именно насторожило. Боюсь, что на постановку с таким названием, я бы не пошла. Но, к счастью, содержание оказалось просто замечательным. Порадовала Колдунья, любящая леденцы и умилила трагедия Гринмена. В общем, пьеса читалась на одном дыхании и с большим удовольствием. Спасибо Юрию Боганову за это замечательное произведение.

«Слово о Кирилле и Мефодии» Людмилы Громовой несколько выбилось из общей канвы. Но это совершенно не делает его плохим или неинтересным, даже наоборот. Пьеса написана замечательным языком, рифмы не кажутся «притянутыми за уши», история, рассказанная в пьесе хоть и старинная, но от этого не менее захватывающая. Из этого произведения я узнала для себя много новых подробностей этой, казалось бы, общеизвестной истории. И в очередной раз расстроилась из-за того, что язык так засорился иностранными словами и словами-паразитами. После прочтения пьесы пытаюсь следить за собой. В общем, низкий поклон автору.

Несомненно, все авторы, вошедшие в лонг-лист достойны победы. Каждая пьеса по-своему оригинальна, несёт в себе какую-то мысль. Я испытала огромное удовольствие, прочитав эти пьесы, огромное спасибо авторам. Пишите ещё! Буду рада читать Вас снова!

"Премьера-2010", "Премьера": рецензии, мнение жюри, пьеса для подростков, Маленькая премьера

Previous post Next post
Up