Любимое кино

Jan 21, 2016 23:37

-Много ролей буду играть... Все самые трудные. Марию Стюарт хочу.
-Она кто?
-Королева. Ей голову отрубили.
-Что, совсем?!
-Совсем.
-За что?
-За любимого человека. (с)



Чего-то в последнее время не на шутку пробило меня на хорошее старое отечественное кино. Только что с огромным удовольствием в очередной раз пересмотрела фильм "Начало" - не тот, который с Ди Каприо (хотя Ди Каприо я тоже нежно люблю)), а тот, который 70-го года, с Чуриковой в главной роли.

Здесь стоит отметить, что из советской классики я предпочитаю фильмы не самые популярные - "Иронию судьбы", например, недолюбливаю, а "Москва слезам не верит" вообще терпеть не могу. Из гайдаевского наследия мой любимейший фильм - "За спичками", который, неизвестно с чьей нелёгкой руки, считается "творческой неудачей" Гайдая. И вообще, как показывает практика, мне больше всего нравятся те фильмы, которые реже прочих показывают по ТВ.

Так вот, "Начало". В который раз поражаюсь - насколько всё-таки прелестный фильм! И какая сильная работа - и режиссёрская, и операторская, не говоря уже об актёрской - ничего лишнего, ни единого кадра, ни единого слова. Линии Чуриковой-Паши и Чуриковой-Жанны то идут параллельно, то вполне органично переплетаются в безупречный с художественной точки зрения орнамент, совершенно не мешая друг другу (а казалось бы, что может быть у них общего?.. и тем не менее); короче говоря, восхитительный фильм, кто ещё не смотрел, смотреть в обязательном порядке!


Кстати говоря, возможно именно тому, что фильм не слишком-то "прогремел" и не занесён в "легенды отечественного кинематографа" (в отличие от некоторых куда более слабых картин), мы обязаны тем, что "Начало" не раскрасили. Есть такие фильмы, которым чёрно-белая гамма, простите за банальность, придаёт особую, ни с чем не сравнимую прелесть. Можно сказать - прелесть недосказанности, прелесть отсутствия прямолинейности. Чтобы не всё обнажено, как сейчас, не всё - в лоб... Для меня лично именно "чёрно-белость" связана с неким, не побоюсь этого слова, хрустальным целомудрием, присущим хорошему советскому кино. А для "Начала" раскрашивание было бы катастрофой хотя бы из-за сцен с Жанной д'Арк, которые просто не имеют права быть цветными.



А ещё вот что пришло в голову сразу после просмотра - женатый ловелас Аркаша, хоть и прокатил бессовестно девушку, всё-таки сумел (сознательно или бессознательно - об этом фильм умалчивает) красиво закончить эту не слишком красивую историю (я, разумеется, их роман с Прасковьей имею в виду, а не фильм как таковой). Это его финальное - "Эх ты-ы... Не ду-умай..." - оно же как бы реабилитирует эти отношения, автоматически переводит их из разряда интрижки между скучающим женатиком и мечтательной дурнушкой со швейной фабрики в разряд "непростой любви". Ведь для любой женщины (особенно - для такой романтической мечтательницы, как Паша) непереносимее не вечная разлука с возлюбленным, а мысль о том, что ею пренебрегли. Сознание, что всё-таки была любовь - оно может поддерживать долгие годы, более того - оно в каком-то смысле даже возводит женщину на пьедестал, потому что у неё всё не как у других, не прозаично. Личная трагедия, но, вне всякого сомнения, возвышающая.



Вот интересно - неужели женатый Аркаша оказался настолько деликатен?.. Или всё-таки в самом деле любил?.. Или решил, что любит, когда понял, что самого его любят так, как никто и никогда больше не полюбит?.. Или неожиданно воссиявший над Пашей ореол "знаменитой артистки" сыграл свою роль? А вы как думаете?

мой друг телевизор, классика, кино, звёзды, мысли вслух, ###

Previous post Next post
Up