Общаясь с марксистами (по крайней мере, называбщими себя таковыми), столкнулся с тем, что они довольно пренебрежительно относятся к гуманитарной проблематике. Они считают, что современным марксистам нужно заниматься организацией профсоюзной борьбы (кстати, где она?), а не изучением, например, гуманистической традиции марксизма (хотя одно другому не мешает). И я думаю, что такое пренебрежительное отношение подобных марксистов к сложным гуманитарным вопросам нельзя списать только на общий упадок российского коммунистического движения. В этом есть и что-то другое, тянущееся ещё из Советского Союза.
Ещё в 1959 году «Литературная газета» напечатала стихотворение Бориса Слуцкого «Физики и лирики»:
Что-то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
дело в мировом законе.
Значит, что-то не раскрыли
мы, что следовало нам бы!
Значит, слабенькие крылья -
наши сладенькие ямбы,
и в пегасовом полете
не взлетают наши кони…
То-то физики в почете,
то-то лирики в загоне.
Это самоочевидно.
Спорить просто бесполезно.
Так что даже не обидно,
а скорее интересно
наблюдать, как, словно пена,
опадают наши рифмы
и величие степенно
отступает в логарифмы.
Но это было время быстрого развития технического прогресса. А вместе с этим наблюдалось и некоторое выхолащивание гуманитарных наук, обуславливаемое «окостенением» марксизма. Но ведь сам марксизм появился как развитие именно гуманитарных идей. Вспомним, что классик выделяет следующие источники марксизма:
1) немецкую классическую философию;
2) английскую (буржуазную) политическую экономию;
3) французский утопический социализм.
И философия, и политэкономия - науки общественные, но не естественные. Французский утопический социализм мы и вовсе можем отнести скорее к сфере искусства, а не науки. Но вышло так, что советский проект, берущий начало от такого мощного гуманитарного корня, перестал заниматься форсированным развитием этих наук. Отсюда и эта фанаберия «физиков» по отношению к «лирикам». И она была как-то объяснима в 60-ые годы прошлого столетия, но ведь многие из тех, кто считают себя кондовыми марксистами, повторяют эту ошибку. А ведь мы видим, что «слабенькими» оказались не только «сладенькие ямбы». «Логарифмы» оказались бессильны перед «скромным очарованием буржуазии» и советская техническая интеллигенция (впрочем, как и большая часть выродившейся гуманитарной) предала интересы народа и завоевания социализма, возжелав буржуазного достатка. А ведь это стало возможным, в том числе, и потому, что в странах капиталистического мира гуманитарные науки усиленно развивались, при этом, конечно, служа правящему капиталистическому классу. XXI век называют веком науки о человеке, мы видим становление и расцвет психологии, социологии и т.д. Но нельзя позволять отчуждать все эти знания и использовать их против угнетаемых. Поэтому освоение этих знаний, использование их для борьбы с эксплуататорами и передача угнетённым - прямая обязанность марксистов XXI века.