Feb 09, 2017 17:43
Проведите следующий эксперимент - спросите любого выпускника педвуза (шире - любого педагога) - какие законы физики, химии и педагогики он знает и может назвать? Ответы по физике и химии будут даны и будут основываться на припоминании школьных знаний, по последнему же пункту - ответа заведомо не будет.
Педагогическая наука структурируется тремя принципами - природосообразности, культуросообразности и самодеятельности. Они теоретически оформляют три закона педагогической деятельности, в ходе которой ребенок из человека потенциального превращается в человека реального, формируется как личность, наследует накопленный социумом и старшими поколениями культурный опыт, подготавливается к выполнению социальных деятельностей и необходимого набора социальных ролей.
Педагогические законы/принципы известны в педагогике с 1835 г., с работы А. Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей»:
- «Обучай природосообразно! Обучение должно быть согласовано с человеческой природой и законами ее развития. Это главный, высший закон всякого обучения»;
- «Обучай культуросообразно! … в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить»;
- «Собственно человеческое в человеке - это его самодеятельность… образование совершается путем самодеятельности и имеет своей целью самодеятельность» (А. Дистервег. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1956. - С. 136, С. 89-90, С.71-72).
Педагогические законы в отечественной науке активно использовал и разрабатывал П.Ф. Каптерев. В современной учебной и научной литературе педагогические законы, открытые Дистервегом, просто-напросто отсутствуют. Принципы же природосообразности и культуросообразности включаются в наборы всевозможных «исходных положений» (типа «система принципов дидактики», «система принципов педагогического процесса», «система принципов воспитания»), общим количеством до полутора десятков единиц.
Три закона педагогической деятельности универсальны и действуют так же неотвратимо, как и фундаментальные законы природы. С тем, однако, отличием, что, относясь к сферам человека и социума, последствия их соблюдения или неисполнения проявляются не в одночасье, а отложены во времени - «Кто управляет детьми, тот управляет будущим».
Классические образцы представила Древняя Греция. Негативный - милитаристская Спарта, уложившая свою педагогическую деятельность в прокрустово ложе одной грани культуросообразной цели (военная подготовка). И позитивный - афинская школа с ее гармоничным и всесторонним развитием ученика, породившая, в конечном счете, европейскую цивилизацию.
Действие педагогических законов неотвратимо. Нарушения наказуемы. Как говорят юристы, незнание законов не освобождает от ответственности (Спиноза выражался жестче: «Невежество не есть аргумент»). Посмотрим пример краха благих намерений из-за использования пагубных средств - речь идет о Яснополянской школе свободного воспитания.
«Теория свободного воспитания» Ж. Ж. Руссо (роман "Эмиль, или О воспитании", 1762), базируется на интеллектуальной недооценке и пренебрежении культурой (законом культуросообразности) в угоду индивидуального развития (закон самодеятельности), освобожденного от оков культурных ценностей и социальных норм (в данном случае - дисциплины). По лекалам этой теории Л.Н. Толстой организовал в своём имении школу для крестьянских детей из окрестных деревень.
Обучение в школе строилось на основе активности, самодеятельности и творческой инициативы детей, уважения личности ребёнка, учёта его интересов. Кроме преподавания русского языка и арифметики, с детьми велись беседы по истории, естествознанию, на этические темы, занятия гимнастикой, пением, рисованием, столярным и сельско-хозяйственным трудом, проводились экскурсии.
Особо Л.Н. Толстой подчеркивал самодеятельность учеников, выступая против всякой регламентации и дисциплины в школе (как форм насилия и принуждения). Всё в преподавании должно быть индивидуально - и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели, где хотели, столько времени, сколько хотели. Никакой определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс.
Закрытие Яснополянской школы было предопределено, поскольку при отсутствии культуры поведения, в условиях выбора между удовольствием и обязанностью ребенок предпочтёт веселое купание в речке скучным школьным занятиям (в аналогичной ситуации Буратино выбрал не школу, а поход в театр Карабаса-Барабаса).
Школа просуществовала с 1859 г. по 1862 г. Позже сам Л.Н. Толстой в «Исповеди» признавался, что в результате «моей деятельности в школах» «я заболел более духовно, чем физически, бросил всё и поехал в степь к Башкирам - дышать воздухом, пить кумыс и жить животною жизнью» (Цит. по: Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: «Школа-Пресс», 1995. - С. 60-61).
история,
педагогика,
культура,
Булкин