Оригинал взят у
daksana в
Цвет.В Латвии, расположенной на берегу моря, не часто бывают ясные, солнечные дни, когда краски чистые, интенсивные и яркие. В туманные, дождливые, пасмурные дни все краски теряют блеск, становятся сероватыми, приглушенными, таким образом, сама природа приучила наших предков замечать красоту, заключенную в оттенках и бесконечных сероватых, дымчатых тонах.
Нитки, окрашиваемые растительными красками, имели не яркий, а сероватый тон. Благодаря небольшим различиям в оттенках окрашиваемого волокна и в концентрации красильного раствора, а также применению определенных способов последующей обработки волокна создавалось множество оттенков одного и того же цвета. Но при этом все цвета были спокойные, глухие. Даже яркие цвета, как красный. И синий, имели сероватый или фиолетоватый оттенок и поэтому казались сдержанными и спокойными. Все цвета сероватых и родственных тонов, несмотря на их несоответствие, легко размещаются один рядом с другим, выглядят гармоничными. Они создавали общий приглушенный фон, на котором выделялись более яркие красные или зеленые нити. Обычно пользовались сероватыми, зелеными, желтыми, коричневыми, песочными и красноватыми тонами, реже синими и фиолетовыми. Как основной часто использовали белый цвет.
Во второй половине 17 века, учитывая колониальную политику герцога Екаба и латвийские колонии в Африке, в Латвию привозят большое количество коры, корней, трав, содержащих красящие вещества, том числе индиго. Открываются даже две больших красильни, использующих индиго. Красильни эти не только красили, но и изготовляли различные краски в виде порошка или на масляной основе, и просуществовали до 18 века.
Тем не менее до простого народа, конечно, в больших количествах такие краски не дошли, и красный цвет по-прежнему оставался глухим и мало используемым. В целом же предпочтение по-прежнему отдавали коричнево-красновато-фиолетовому.
И только в середине 19 века, когда появились химические красители, в Латвии начали ткать яркие полосатые и клетчатые юбки, клетчатые наплечные платки в ярко-красную клетку, покрывала с вытканными яркими богато украшенными полосами.
Что касается чёрного, то и он появился относительно недавно и был насильственно введён в костюмы одним из помещиков, который, увидев где-то при дворе черные жакеты, захотел, чтобы в его поместье люди носили такие же, сам разработал эскизы.
До этого для жакетов, в основном, использовались оттенки серого светлые и темные и белый.
Ludza crafts centre
Последние фото мастерская «Rūja» Latvija/svētki,
vilna,
virkne,
virkne/zīme/ latvijas vilnas segas