May 16, 2009 16:27
Под покоем Зенон понимает совпадение стрелы с равным по величине местом, а под движением факт изменения положения стрелы в пространстве. Значит, движение рассматривается как перемена места, и движение рассматривается только как пространственный феномен. Но в каждый момент стрела не только совпадает с равным по величине местом, но всегда можно указать равное по величине место пространства, с которым стрела не совпадает. Тогда следует вывод, что стрела в момент времени и движется и покоится. Ведь движение противоположно покою и если покой - это совпадение стрелы и места, то движение - несовпадение стрелы в момент времени с равным по величине местом. Однако стрела всегда либо движется, либо покоится. Поэтому можно усилить условие, определяющее покой, как такое: покой есть совпадение стрелы в момент времени хотя бы с одним равным по величине местом пространства. Но это предполагает движение как несовпадение ни с одним равным по величине местом в пространстве. И если стрела в момент времени не совпадает ни с одним равным по величине местом в пространстве, то она не существует. Значит, усиление понятия покоя приводит к такому понятию движения, при котором стрела не может существовать в момент времени.
Теперь рассмотрим момент времени. Либо момент берётся сам по себе, отдельно от длительности, либо момент берётся как граница длительности.
Если момент берётся сам по себе, то стрела в такой момент времени не имеет отношения к длительности и целиком пребывает в этом нульмерном моменте. Значит, о такой стреле можно сказать, что в момент времени она не движется и не покоится. И хотя она совпадает с равным по величине местом, но из этого нельзя с точностью сказать, что произойдёт со стрелой в длительности - полетит или останется на месте. Да и о самом моменте нельзя определённо сказать, что это за момент - фикируется ли он у покоящейся в длительности стрелы или у движущейся. Отказаться от момента самого по себе вынуждает также и принятое условие - стрела всегда и везде либо движется, либо покоится. Следовательно, нужно принять момент как границу длительности, либо движения, либо покоя.
Но тогда и стрела не может вся уместиться в момент как границу, а находится в длительности и потому существует. Момент как граница совпадает с границами стрелы и отделяет длительность движения стрелы от длительности покоя равного по величине места (или предмета). В восприятии движения мы видим эту длящуюся нульмерную границу - момент как различие между движением и покоем. Но существование и восприятие берутся в длительности. А что же можно сказать о стреле в момент времени? Пожалуй, только то, что это - «в момент времени» есть лишь указание на несовпадение длительности движения стрелы с длительностью покоя равного по величине места. Значит, геометрически стрела совпадает с равным по величине местом, а длительности движения стрелы и покоя равного по величине места (или предмета) не совпадают, даже если мы концентрируем внимание на границе их не совпадения - моменте, говоря: «в момент времени». Собственно это несовпадение и есть единственное различие между движущейся и покоящейся стрелой в момент времени. Поэтому, принимая первоначальное понятие покоя Зенона, мы попадаем в ловушку абстрактной односторонности этого понятия покоя, которое на самом деле предполагает два совпадения: границ тела и места в момент времени, а также длительностей существования стрелы и длительности покоя равного по величине места (или тела) в этот же момент времени. Соответственно движение в момент времени предполагает только одно совпадение - границ тела и равного по величине места, и несовпадение длительности движения тела и длительности покоя равного по величине места (или другого тела). И сама постановка смысла « в момент времени» предполагает «нульмерное время». Только стрела не находится «в самом моменте» вне длительности, поскольку длительность находится в границах момента, как и стрела в своих геометрических границах. Зенон рассматривает движение стрелы только как пространственный феномен, отсюда односторонность понятия покоя и движения стрелы.
Апория «Стрела» показывает преимущественно пространственный способ мышления. Но если принять, что момент при движении тела совпадает с его границами, то покой тела окажется исчезновением этой границы. Для человека граница тела и пустоты сохраняется, но для лягушки именно так и происходит - она не видит покоящихся целей. Это говорит о преимуществе формы созерцания во времени, нежели в пространстве - у лягушки для получения информации. У человека наоборот большая часть информации имеет пространственный характер, что отражается в формальной логике (фигуры силлогизмов, пересечение объёмов понятий) и основанной на ней рациональности.
Анализ апории Зенона «Стрела».
Апория стрела может быть редуцирована к следующему силлогизму.
Всё что находится в пространстве, всегда покоится. Летящая стрела находится в пространстве. Следовательно, стрела покоится.
Находиться в пространстве, значит занимать равное своей величине место. Покоиться, значит занимать равное своей величине место.
Определение покоя ничем не отличается от определения существования в пространстве.
То, что движется, не занимает равного своей величине места в пространстве. Следовательно, то, что движется, занимает либо место больше, либо меньше своей величины. Однако это невозможно даже представить, тем более воспринять. Следовательно, то, что движется, не существует в пространстве. А само движение определяется как несуществование.
Другое определение движения, предлагаемое Зеноном. Движение есть перемена места в пространстве. Это тавтология. Перемена места, изменение места, переход в другое место это то же движение. Поэтому движение есть движение из одного места в другое. Определение даётся через то, что следует определить.
На основании выше сказанного сомнительной представляется истинность посылки Зенона о том, что «занимать равное своей величине место в пространстве, значит покоиться». Из этой посылки с необходимостью не следует ни покоя, ни движения тела, из неё лишь определяется существование в пространстве. Хотя обратное верно: если тело покоится, то оно занимает равное своей величине место в пространстве. Более того, по Аристотелю в момент времени нет ни движения, ни покоя. «Итак, из всего сказанного, очевидно, что во времени имеется нечто неделимое, что мы называем «теперь». А что в «теперь» нет никакого движения - это ясно из следующего. Если бы в нем было движение, то было бы возможно двигаться в нем и более быстро, и более медленно. Пусть N будет «теперь», и пусть более быстрое пройдет в нем [путь] АВ; следовательно, более медленное пройдет в нем [путь], меньший АВ, например АГ. Так как более медленное в целом «теперь» прошло [путь] АГ, более быстрое пройдет его в меньшее время; таким образом, «теперь» разделится, а оно было неделимым. Следовательно, в «теперь» не существует движения. Но [в «теперь»] нет и покоя; мы называли ведь покоящимся [предмет], способный к движению и не движущийся в то время, в том месте и таким образом, как ему присуще по природе; следовательно, раз в «теперь» ничто не может двигаться, то ясно, что не может и покоиться ». Это значит, что из одних только априорных представлений о пространстве и времени нельзя делать выводов ни о покое, ни о движении тела.
Ни определение покоя, ни определение движения у Зенона не являются удовлетворительными, коль скоро опираются только на пространство и игнорируют время.
Поэтому корректным будет другой силлогизм. Всё что находится в пространстве, всегда либо покоится, либо движется. Стрела находится в пространстве. Следовательно, стрела либо покоится, либо движется. Если стрела летит, то она движется.
Определение покоя и движения корректнее дать через время.
• Покой есть совпадение тела с равным по величине местом в течение определённой величины длительности времени.
• Движение есть совпадение тела с равным по величине местом, результатом которого является представление о моменте времени как границе (если длительность этого совпадения равна нулю), имеющейся в определённой длительности, а не о моменте самом по себе (априорном представлении).
В этом определении мы начинаем не с априорного представления о времени (моменте самом по себе, в котором отсутствует длительность), а предполагаем длительность, в которой имеется граница. Нулевая величина длительности не есть отсутствие длительности. Граница тела имеет нулевую величину, однако не есть отсутствие протяжённости как таковой.