Моя прабабушка Наталья Никифоровна родилась 31 августа 1932 года в крестьянской семье Маныловых Никифора Веденеевича и Татьяны Максимовны. В семье было шестеро детей: Нина - 1925 г. р ; Зоя -1928 г. р ; Наталья - 1932 г. р , Анна - 1935 г. р; Павел -1939 г. р ;Ира - 1941 г. р . Деревня Маныловцы находилась в Кировской области Нолинского района и все жители, вероятно, носили фамилию Маныловы. Через лог располагалась деревня Перестароны, объединяла их маленькая речушка Лубяна. Дома располагались по одной стороне улицы друг против друга. Деревушка была маленькой: 30 крестьянских дворов, небольшая школа до четвёртого класса и церковь. Недалеко от деревни был лес, очень богатый ягодами, грибами и ключик, на который ходили за водой все деревенские.
Семья прабабушки жила в доме, где была большая горница, печь разделяла кухню и клеть. Дети часто спали на полу и на полатях, места было немного, да и кроватей не было. Помещение освещала керосиновая лампа. Жили очень бедно, дети носили портяные платья (похожие на мешковину, только мягче), донашивали друг за другом.
Когда началась война, Наталье было 8 лет. 22 июня 1941 года стоял прекрасный, солнечный день. В Маныловцы из села Татаурово приехал нарочный, он собрал людей и объявил, что фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Прабабушка, вспоминая об этом дне, говорит, что была тишина, люди как будто застыли, кто-то молча плакал и прижимал к себе детей, у кого-то на лице был страх, у некоторых непонимание и растерянность. Всех взрослых мужчин забрали на фронт, и их отца в том числе, на всю деревню остался один старый дед Манылов Василий Пантелеевич. Вся тяжесть военного лихолетья легла на плечи женщин.
Сначала маленькая девочка Наташа не ощущала, что такое война. Понятно стало, когда в деревне не осталось мужиков, и нечего стало есть, голод пришел в семью. Мама прабабушки, Татьяна Максимовна, в войну была председателем колхоза «Труженик», на ее плечи легла ответственность за выполнение сельскохозяйственного плана. Приходилось весь день находиться на работе. Кроме председателя она ещё была народным заседателем. В селе Татаурово судили дезертиров, воров. И такие люди были и в то время. Дети свою маму почти не видели.
В деревне стали появляться эвакуированные семьи с детьми из Ленинграда, их размещали в семьи колхозников. В городе Кирове сформировали несколько госпиталей, некоторое время существовал и в Нолинске небольшой госпиталь, там лечили раненых бойцов. Стало появляться много детских домов, куда определяли детей-сирот и оставшихся без присмотра родителей малолеток. В годы войны было и такое, что совсем маленьких сдавали туда, так как они не могли работать, а родители в поле или на фронте. Но после войны забирали обратно в семьи.
Сначала восьмилетняя Наталья водилась с младшими сёстрами и братом, чтобы ни один ребёнок не был сдан из их семьи в детский дом. Старших сестёр Нику и Анну мобилизовали на работу в Архангельск. Там они валили лес, отделывали окопы, готовились к обороне.
В начале войны семья Маныловых спасалась от голода тем, что была кормилица - корова, но потом вынуждены были отдать ее на мясо. В семье были маленькие дети, поэтому пришлось завести козу Маруську. У двух семей в деревне были пасеки, но мёд никто не ел, его тоже сдавали на нужды фронта. В колхозе был скотный двор, где держали просят, коров и кроликов. Однако в семьях колхозников не было ни мяса, ни молока с маслом - всё отправлялось воевавшим на фронте бойцам. В колхозе работали одни женщины и дети. Землю пахали и боронили на быках, которыми управляли дети. Лошадей тоже в колхозе не было, их давно мобилизовали на фронт.
Бабушка вспоминает: был такой случай, когда ей первый раз доверили быка пахать колхозное поле, бык достался норовистый, он взбрыкнул, и она упала. Бык протащил её через поле до реки. Девчонке помог справиться с быком старый дед, так как других взрослых больше не оказалось рядом.
В колхозе собирали лён, жали овёс, садили картофель. На семью давали норму картофеля, который отваривали до полуготовности, а потом сушили и тоже на фронт. Сами питались травой. Ели лебеду, крапиву, отруби, песты, овечью кислинку. Хлеб видели только по праздникам, испытывали постоянное чувство голода. Ещё в колхозе заготавливали сено и убирали навоз.
Главной задачей были продовольственные запасы для армии. Не было ни отпусков, ни выходных дней. За скрытие продуктов можно было лишиться свободы. Накануне праздников своими руками шили лоскутные одеяла и в посылках отправляли воинам.
Помимо решений трудных хозяйственных задач Татьяне Васильевне приходилось морально поддерживать вдов и семьи погибших воинов. За военные годы не было ни одной деревенской семьи, куда бы ни пришла похоронка. В 1945 году погиб и Никифор Веденеевич в Кёнигсберге. Хотя на Вятской земле не было боевых действий, все равно каждый человек, живущий там, почувствовал, что такое война. В Маныловцы вернулось очень мало мужчин.
После войны в 1947 году прабабушку отправили в ремесленное училище № 40 в Каменск-Уральский. Там она получила профессию. Всю жизнь она добросовестно трудилась на стройке маляром. Была отмечена грамотами и знаками отличия. Несколько раз её печатали в газете. Но самые важные для неё главные награды - это «труженик тыла» и «ветеран труда».
Опарина Юлия, 9 класс
МБУ СОШ №90
Марфута Дарья - 17лет - НТТЭК - Неравный бой
Малькова Ольга - 17лет - НТТЭК - Великая победа великого народа
Все рисунки и рассказы были присланы на конкурс "Героический Нижний Тагил: вклад города в Великую Победу". Конкурс этот был проведен Общероссийской общественной организацией защиты семьи "Родительское Всероссийское Сопротивление». В конкурсе приняли участие порядка 30 образовательных учреждений, приславших 156 рисунков и 92 рассказа. Был собран абсолютно уникальный материал: рассказы детей - это не просто сухие сводки о количестве наград, местах боевой славы, датах рождения и гибели, это повествования, наполненные чувством гордости, горечи, сострадания, любви к своим родным. Подробнее о конкурсе и организации можно узнать
здесь,
здесь и
здесь.