Игра престолов

May 13, 2011 11:56



Ситуация с абхазской церковью очень непростая. Отец Дорофей не зря предупреждает, что получение автокефалии будет путем максимально тернистым. И он берет на себя колоссальную ответственность, вступая на этот путь - ведь именно на него и его соратников обрушится гнев сразу двух православных церквей - Русской и Грузинской, - чреватый прещениями и даже отлучением.

Впрочем, нельзя не согласиться с Дорофеем, что путь отца Виссариона - это тупик, путь в никуда.

Женатый иерей, де-факто возглавляющий епархию (хотя это само по себе невозможно) - это только полбеды. РПЦ не примет Абхазию, не пойдет на конфликт с ГПЦ, в свою очередь ГПЦ не отдаст Абхазию даже во временное окормление РПЦ. Нужен третий игрок. И этот игрок - несомненно Константинополь.

Возведение в сан архимандрита отца Дорофея может на поверку оказаться куда более тонкой новостью, чем кажется на первый взгляд. Без ведома Всесвятейшего патриарха чин архимандрита в Константинопольской церкви не дается. И вполне может оказаться, что таким ходом Константинополь решил вступить в игру, что более всего пугает и РПЦ, и ГПЦ. С Грузией все понятно. А вот в случае с РПЦ дело не в Абхазии, а в самом статусе Вселенского патриархата, который оспаривается РПЦ. Очень уж не нравится молодой имперской церкви 28-е Правило Четвертого (Халкидонского) Вселенского Собора, устанавливавшее верховенство кафедры епископа Константинополя на Востоке.

Абхазия входит в Понтийский диоцез, первая епархия в Питиунте принадлежала к Константинопольской церкви. Но самое главное - Константинополь считает себя вправе даровать епископов, автономии и автокефалии, как он это сделал с православными Эстонии после распада СССР. РПЦ оспаривает это право, ее поддерживает в этом Сербская ПЦ, ну и, конечно, ГПЦ... Однако в константинопольских диптихах грузинский патриарх - последний по счету. А на стороне Константинополя древние православные церкви - из главных союзников Иерусалимский патриархат.

Поход в эту сторону отца Дорофея логичен. Собственно, это единственный путь получить епископа для абхазов. Тут надо еще учесть фактор Турции, которая хочет закрепиться в Абхазии. Пойти на политическое признание она не может, но вот против церкви в этом вопросе она не пойдет - это будет такой реверанс в сторону Абхазии, т.е. Россия наоборот - государство не признает, а церковь как бы признает.

Это выгодно и Западу, который заинтересован в том, чтобы ослабить влияние России в Абхазии. Очень интересная конструкция получается, если (точнее - когда) главным поборником целостности канонической территории Грузинской церкви станет РПЦ. В общем, отец Дорофей ведет рискованную игру, ставит вопрос перед РПЦ ребром. Последней это совсем не нужно, ее устраивает нелегитимный и невнятный Виссарион, который тихо пустит русских священников в монастыри и храмы, и не будет задавать лишних вопросов.

Во всей этой ситуации меня умиляет поведение абхазских чиновников, и прежде всего Сергея Шамба. Многовекторность похоронена? Теперь только с японскими ультраправыми сливаться в антиамериканской экстазе?

Уж кто-кто, а Владислав Ардзинба этого шанса бы не упустил.

Previous post Next post
Up