ПИСЬМА ТАМОЖНИ О ВЫПЛАТАХ В НП "РОСП" ПРИЗНАНЫ НЕЗАКОННЫМИ

Jun 11, 2010 14:49


ТАМОЖНЯ ДАЛА "ДОБРО" НП "РОСП" НА СБОР ОТЧИСЛЕНИЙ С ИМПОРТЕРОВ, НО СУД ПОСЧИТАЛ ИНАЧЕ

ПИШЕТ :
pozzi_tiff June 11th, 13:06

Высший Арбитражный Суд РФ отменил установленный ФТС России Временный порядок сбора вознаграждения за копирование фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях

Как сообщает газета «Коммерсант» (№ 103 от 10.06.10 г.), Высший Арбитражный Суд РФ отменил временный порядок сбора средств с импортеров звукозаписывающей техники и носителей.

9 июня 2010 года Высший Арбитражный Суд Российской Федерации удовлетворил заявления ЗАО «Продюсерский центр «Cити Медиа» и ЗАО «Арлет» о признании недействительными писем ФТС России от 20 апреля и 11 мая 2010 года «О временном порядке контроля за ввозом оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения в личных целях» и «О направлении информации в дополнение к письму ФТС России от 20.04.2010 №01-11/19707».

ЗАО «Продюсерский центр «Cити Медиа» и ЗАО «Арлет» - рекорд-компании, осуществляющие изготовление фонограмм, а также выступающие продюсерами при производстве музыкальных клипов, которые в силу закона отнесены к категории аудиовизуальных произведений. Таким образом, в соответствии со статьей 1245 Гражданского кодекса РФ ЗАО «Сити Медиа» и ЗАО «Арлет» имеют право на получение компенсационного вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Данное вознаграждение подлежит уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей.

В апреле 2010 года Федеральная таможенная служба в официальных письмах довела до сведения подчиненных ей таможенных органов Временный порядок контроля за ввозом оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения в личных целях, и Временный перечень оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения в личных целях.

Согласно Временному порядку ФТС России предписала всем должностным лицам, осуществляющим таможенный контроль, требовать от импортеров ввозимого оборудования и материальных носителей документы, подтверждающие выплату вознаграждения в организацию, уполномоченную на сбор вознаграждения, которой, по мнению ФТС России, является Некоммерческое партнерство «Российское общество по смежным правам» (РОСП).

В  заявлении в ВАС РФ ЗАО «Сити Медиа» и ЗАО «Арлет» указали, что оспариваемые письма ФТС России, будучи по своей форме ненормативными актами (не прошедшими процедуру экспертизы и регистрации в Министерстве юстиции РФ), имеют все признаки нормативных актов, т.к. являются письменными официальными документами, направленными на установление и изменение правовых норм, рассчитанными на многократное применение.

При этом определение порядка выплаты вознаграждения за «частное копирование» отнесено к исключительной компетенции Правительства РФ и в соответствии с Гражданским кодексом РФ сбор и распределение такого вознаграждения может осуществлять только организация по коллективному управлению правами, получившая соответствующую государственную аккредитацию (ч.2 ст. 1245 ГК РФ).

На данный момент ни одна организация не получила аккредитацию в указанной  сфере.

Тем не менее ФТС России самостоятельно дала указания таможенным службам при осуществлении таможенного контроля руководствоваться письмами ФТС РФ от 15 января 2007 N01-06/689 и от 06 марта 2007 N 01-06/8184 и признать уполномоченной на сбор вознаграждения некоммерческое партнерство «Российское общество по смежным правам» (РОСП).

Заявители - ЗАО «Сити Медиа» и ЗАО «Арлет» утверждали, что введение такого рода норм права невозможно в виде писем ФТС России, и пояснили суду, что утверждение Временного порядка контроля и Временного перечня оборудования в виде письма ФТС России, возможно, имело целью избежать обязательной экспертизы и регистрации нормативного акта в Минюсте РФ. Важно отметить, что все нормативные акты государственных органов РФ проходят также и обязательную антикоррупционную экспертизу.

По мнению заявителей, подобные проекты нормативных актов никогда бы не прошли экспертизы и регистрации в Минюсте РФ, а также не получили бы положительной антикоррупционной экспертизы.

Заявителями в суде перед ФТС России были поставлены логичные в данной ситуации вопросы: почему ФТС возложило на себя такие полномочия, будет ли в конечном итоге распределено вознаграждение, собранное организацией, которую «уполномочило» ФТС России, в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм, которым данное вознаграждение причитается в силу закона, или оно останется в карманах «уполномоченной» организации, т.к. порядок распределения вознаграждения в настоящей момент законодательством не регламентирован.

Истцы также выразили надежду многих правообладателей на то, что Правительство РФ в ближайшее время реализует нормы ст. 1245 ГК РФ и надлежащим образом определит порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения за «частное копирование», а также определит организацию по коллективному управлению правами, которой будет предоставлена государственная аккредитация на ведение данной деятельности.

Суд согласился с доводами ЗАО «Продюсерский центр «Сити Медиа» и ЗАО «Арлет» и признал вышеуказанные письма ФТС России недействующими. Решение ВАС РФ вступило в законную силу.

Кричевский, ОКУП, ст.1245 ГК РФ, РАО, Смежные права, Федотов, РОСОХРАНКУЛЬТУРА, РСП, ВОИС, Коллективное управление правами, РОСП, Интеллектуальная собственность, ГК РФ, АВТОРСКИЙ ГОНОРАР, Российское авторское общество, Аккредитация, чистые носители

Previous post Next post
Up