РУБРИКА: ОТЦЫ ОТВЕЧАЮТ

Oct 16, 2015 01:10

Дорогие друзья, мы начинаем новую рубрику "Отцы отвечают".
Как известно, отцов, как и братьев в принципе, в современной православной жизни не так много. Но это не значит, что так должно быть всегда. Сегодня и впредь мы будем обращаться за ответом к тем, кто призван быть старшим. В смысле старшинства по духу, неформального, старшинства как ответственности, как видения целостной картины, как поддержки в пути.

Вопрос:
Как войти в жизнь, в мир ребёнка, ничего не сломав и не заменяя чем-то своим?

Антон Пьянкин:


Мне мало, что есть сказать, потому что я пока могу только предполагать, а делиться опытом - это прерогатива более опытных "бородатых папаш".
Если принимать точку зрения "как проще", то нужно подавить в ребенке всякий зачаток творчества и свободы, привив ему свое мировосприятие. Тем самым реализовать все свои собственные несбывшиеся мечты, который сами по себе пришли к нам от наших родителей. И такое наслоение меняющихся из поколения в поколение менталитетов не приведет ни к чему к моменту, когда ребенок сам начнет выбирать свои решения.

Так вот, первое на что я сам постараюсь обратить внимание, что мне проще, а где мне необходимо приложить усилия. И скорее второй путь будет более плодотворным. Следующее, о чем мне хочется помнить - это о том, что человек - венец творения Божьего, и у Бога наверняка более ясное представление о нём, и нужно поставить для себя вопрос: как не помешать Богу, а быть помощником в том, чтобы дети оставались в живой Вере. Ведь нет ничего ужаснее, чем привитая Вера в силу традиции, а иначе бы Христос не был распят...

Банально, но хочется быть товарищем своему ребенку, быть первым из людей, к кому он обратится за советом.

Александр Макаров:


Сложно и непривычно начинать видеть человека в ребёнке. У меня двое детей. Я начал видеть индивидуальность каждого, когда перестал навязывать свою. Когда получается в свободе искать интересы и варианты, находится новое, подчас неожиданное решение, даже для меня. Это то, что даёт внутреннее удовлетворение и качество общения с ребёнком. То, что возвращает любовь, и меня самого - к себе. И ребёнка - в семью.Как правило, как мы отвечаем на вопросы "Кто такой ребёнок?" - "Тот, кого я воспитываю"."Кто знает, что лучше для ребёнка?" - "Родитель". Эти шаблоны и мешают.

Например, вам хочется на Столбы. Пешком. Очень хочется, и время есть, и жена - за, и погода-класс!! Вы сообщаете ребёнку: "Ура, мы завтра идём на Столбы!". И неожиданно слышите в ответ: "я не хочу". Здесь должно быть принято ключевое решение: либо я уговорю\заставлю\сманипулирую шоколадкой\интернетом\возможностью гулять допоздна, либо решусь спросить: "А что ты хочешь?", и рискну услышать ответ.

Недавно мне пришлось выслушать такой ответ, и осознать, что ребёнок "не хочет". Просто не хочет. У меня был выбор: идти без ребёнка, или продолжать диалог в поиске того, что бы хотелось всем. Каждому из нас и - без принуждения! Странно звучит? Мы так не привыкли? К сожалению, да. Но я знаю, что поиск того, что интересно всем - реален. Достаточно быстро мы нашли вариант - идти не пешком, но поехать на канатке. Всем понравилось - чудесно отдохнули!

Наиболее сложно для меня бывает отказаться от плана, который я сам придумал. И продумал. И мысленно уже предвкушаю, как буду делиться рассказом об отдыхе с друзьями. Ведь когда ребёнок говорит "нет", вот тут и место проявить любовь. И понять, что ребёнок хочет на самом деле. Не по форме, а по сути. И что будет хорошо для семьи сегодня. Может так быть, что сегодня день, когда каждому лучше заняться своими делами, а поход отложить на завтра, или - на через неделю. Цените мнение человека рядом. Ребёнок - тоже Человек.

Качество общения всегда чувствуется сердцем. Да, своим сердцем. Когда ты сам "загнал свою семью на Столбы", и даже всё вроде хорошо прошло, и даже пообщались о чём-то, но "осадочек" по возвращении подскажет - что-то не так. Осадочек глушится: новостями, интернетом, просмотром фильма, вином - пивом - водочкой с сальцом, в конце концов. А вот если хочешь жить и чувствовать без "осадочка", придётся потрудиться. А с помощью свыше - всё доброе реально и достаточно близко.

Алексей Кривогорницын:


Это, по-моему, один из самых сложных и серьезных вопросов в педагогике и детской психологии. Как воспитать ребенка, не вкладывая в него свои страхи, не видя в нем легкую возможность для самореализации и надежды воплотить то, что не удалось лично тебе. «Я умный, опытный и очень взрослый, и легко могу воспитать так, как мне нужно» - да, но это будет не сам человек. Главный вопрос - как вырастить ребенка личностью, ответственной, в свободе и в то же время уберечь от опасных шагов.

Иногда я ругаю ребенка, иногда поучаю очень строго и даже могу говорить в раздражении, но в любом случае, каждый день стараюсь говорить дочери, что люблю ее. И напоминаю ей правило десяти объятий в день, которые должны быть у человека, по мнению психологов, чтобы он чувствовал себя нужным.

Еще говорю, что как бы она ни поступала, отношение родителей к ней не изменится, что любой из нас может быть не прав, что можно и нужно делать ошибки - в этом ничего страшного нет.
Простое и шаблонное правило: встать на колени и посмотреть снизу (с роста ребенка) на себя взрослого - не станет ли страшно или скучно от самого себя, захочется ли слушать себя?

Я научился просить у ребенка прощение, когда понимаю, что был не прав.

Александр Егоров:


Войти в мир ребенка очень легко, и в тот же момент непросто. Отношения в семье строятся на зависимости ребенка от родителя. Малыш вынужден обращаться за помощью к родителю, а если второй не слышит, то первый будет добиваться криком.Многие родители считают верной такую схему отношений - когда общаешься с ребенком, как со взрослым, не сюсюкаясь, не сострадая. Говоришь с ним на взрослом языке. Мне кажется, более верным было бы общаться со взрослыми, как с детьми: с терпением, с пониманием, с любовью.

Наш семейный подвиг в отношениях с сыном случился в ситуации, когда каждый член семьи хотел отдать сына учиться музыке на выбранном им инструменте. У нас семья музыкантов, и этот вопрос далеко не на последнем месте. Но сын сказал: скрипка. Чтобы не отбить желание к занятиям, нам пришлось согласиться. И не просто согласиться, а принять его выбор с уважением.

Легко принимать здорового, послушного, сытого, выспавшегося розовощёкого малыша, думая при этом, «какой я замечательный отец». Но когда этих условий нет (а их почти никогда нет), то ребёнок может капризничать. В этот момент важно самому не поддаваться эмоциям (что бывает безумно сложно).

Нужно ещё не забывать и другие причины капризов. Опишу одну, достаточно глубинную. В современном обществе принято делать всё ради детей. Вокруг них водят хороводы люди пожилого возраста, пляшут и родители. Когда случается, что малыш заболевает смертельной болезнью, его спасают всем миром. Столько помощи! Но оглянитесь вокруг. Каждый день от таких же диагнозов умирают десятки взрослых людей без надежды на помощь. Получается, дети важнее взрослых.
И вот что случается, когда ребенок взрослеет. В детстве он получал самый лучший десерт, ему на последние деньги покупали лучшие вещи, бабули на улице раздавали конфеты, завязывали ему шнурки, незаслуженно хвалили (тебе ещё 4 года, а ты уже молодец). Ребёнок вырос - а теперь этого нет. Сокрушаются взрослые - вырастили обалдуя, ничего не умеет. Даже мнения своего не имеет.

дети, православные папа и мама, отцы отвечают

Previous post Next post
Up