Деньги и "деньги" (ханафитский взгляд на бумажные деньги)

Mar 05, 2010 16:12



РасулюЛах (саляЛлаху алейхи уас-салям) сказал: «Настанет время, когда на всех будет грех риба. А если скажет человек: «Нет на мне риба», - на нем всё равно будет пыль от риба»

Восстановление динара и дирхама является необходимостью для мусульман, так как многие хукмы шариата предписывают запреты и приказы связанные с этими платежными средствами.

1. Защита от ростовщичества.

Ростовщичество запрещено во всех формах и проявлениях. Многие наивно полагают, что наличие современных «денег» в кармане, их получение, платежи, собственно оборот, не имеют к ростовщичеству отношения и избегающий банков избежит ростовщиков. Это не так.

Банкноты сегодня более не являются даже «долговой распиской». То есть никто (правительство) не даст за бумажный «рубль» - рубль золотой. Или даже просто золото. Нет, сегодня золото надо покупать и продавать (!) за «деньги». Банкноты перестали быть деньгами и "долговыми расписками" с момента прекращения параллельного хождения залотых и/или серебрянных денег. Фраза «обеспечено золотом» напечатаная на «деньгах» изначально была ложью и ВСЕ прекрасно это понимали, хотя многие и предполагали, что ГДЕ-ТО ТАМ они может и обеспечены.

Современные «деньги» - это:
1.Свидетельство (чек) о вкладе в Центробанк (или ФРС) - то есть соучастие в капитале ростовщика.
2. Расписка о кредите коммерческого банка центральному - то есть соучастие в ростовщической сделке (потому что именно так «деньги» и попали к Вам в руки).
3. Расписка о кредите заемщика коммерческому банку (потому что деньги выпущены Центробанком именно под такую сделку) - то же соучастие в сделке риба.

2. Шариат однозначно трактует понятие денег.

Торговля в шариате - это обмен товарами. Ханафитский фикх (среди других) - наиболее лояльный к долгам и сделкам, близким к риба. Однако то, что мы считаем «торговлей» еще двести лет назад не расценивалось ханафитами как нечто безобидное.

Деньги, в шариате, - это универсальный товар, не меняющий своей ценности без изменения своего количества (то есть массы, а не числа). Килограмм золотых динаров стоит ровно столько, сколько стоит колограмм самого золота. И это закон шариата. И бумажные «деньги» таковыми не являются в силу последнего обстоятельства. Их цена равна цене их бумаги, стоимость железных монет - стоимости их железа.

Изначально сомнительна с точки зрения шариата сделка по обмену золота на "деньги" - бумагу (причем не надлежащего количества с точки зрения его массы) и обратно. Однако сейчас мы в условиях, когда иной образ жизни запрещен правительством.

3. Закят с бумаги - бумагой.

В ханафитском фикхе закяту подлежит:
1. Золото и серебро
2. Скотина
3. Товар.

Таким образом древние факихи отделили понятие товара от денег (золота и серебра).

В ханафитском фикхе имеется 3 различных хукма относительно уплаты закята с ненастоящих денег:

1. С долгов закят не платится. Данная фатва одна из самых ранних, появилась в период, когда оплата за товар могла производиться долговой распиской и первые банкноты были прямым аналогом такой расписки.

2. Нисаб по «деньгам» расчитывается по их массе - сколько стоит бумага (латунь, железо), по весу «денег», столько и стоит состояние, которое считают в нисаб. Данная фатва изначально распростанялась в шариате только на фулус, т.к. последний понимается ханафитами товаром. Однако умножение «денег» привело к кыясу данного хукма на них, что в свою очередь давало искушение для мошенничества или просто ошибок в расчете, поэтому данная фатва не стала распространенной.

3. «Деньги» являются товаром, ценность которого (в золоте) известна. Исходя из этой ценности следует расчитывать нисаб. Данная фатва утвердилась с конца 13-го века хиджры - времени перехода на ростовщические отношения. Именно такое отношение к бумаге и латуни предопределило унижение золота - появилась небрежность к нему, затем к понятию денег, затем к понятию риба.

В современном ханафитском фикхе именно последний хукм применяют к расчету нисаб, понимая однако, что в этом случае подменяется понятия денег и товара. И таким образом понимается, что собственно денег у уммы сегодня не существует.

Взято у usule_qadim так же рекомендую к прочтению и другие материалы этого уважаемого блогера

банки, альтернативная экономика, золотой динар и серебряный дирхам, мои френды

Previous post Next post
Up