Интервью с психологом Марией Даниной

Apr 04, 2014 13:11

Оригинал взят у asfrolov в Интервью с психологом Марией Даниной
УМНОЕ ТЕЛО
На вопросы журнала отвечает старший научный сотрудник лаборатории научных основ психологического консультирования Психологического института РАО, директор проекта «Умное тело», кандидат психологических наук Мария Данина

Гаргантюа и Твигги
- Мария, отношение к внешнему виду в обществе подвержено моде. Какие факторы влияют на ее формирование?
- Основную роль здесь играют движущие силы естественного отбора, которые у человека регулируются еще и социальными установками. В природе привлекательность особи задана генетически. У человека критерии привлекательности очень пластичны и часто идут вразрез с физическим благополучием. Было время в новой истории, когда в моду вошла «чахоточная» внешность, для этого люди голодали и принимали вредные для здоровья препараты.
Американские специалисты проводили исследования, которые показали взаимосвязь между экономической и социально-политической ситуацией в стране и тем, какие черты в человеческом теле считались привлекательными. Понятно, что чем хуже продовольственная ситуация, чем сложнее выживать, тем больше ценилась полнота, пышность форм. Но так как продовольственных ресурсов было мало, то в изобилии они были доступны только состоятельным людям. Полнота была редкостью, свойственной богатым сословиям. Когда же наступали благополучные времена, больше ценилась худоба.
В России в 1930-х стало модно быть полным. Как говорили - «мужчина полный, интересный», а фраза «ты поправилась» была комплиментом. Параллельно с этим существовал культ здорового, мускулистого тела. Это была, с одной стороны, реакция людей на продолжительные периоды голода и две войны, а с другой - планомерная работа государства.
Визуальная культура, которую в тот или иной момент культивирует общество, может многое сказать об экономическом положении страны. В США с 1930-х до 1960-х годов в газетах можно было встретить материалы, пропагандирующие женскую полноту. Рекламировались средства для набора веса, давались специальные рекомендации, как поправиться. Это свидетельствует о том, что условия жизни там были не такими радужными, как у нас принято считать. Это могло быть влияние Великой депрессии и войны. Девушки были истощены, и требовались дополнительные средства, чтобы придать им аппетитную округлость. Показательно, что к 1960-м образ Мерлин Монро, женщины отнюдь не модельной, по современным меркам, внешности, был для американок наиболее притягательным, эталонным.
Заметные изменения на Западе наступили ближе к концу 1970-х, когда ощутимо выросли доходы средних американцев и в силу вошло поколение беби-бумеров. Появился так называемый синдром Твигги (по имени британской супермодели). В 1980-1990-х благодаря модельным домам среди девушек стала модной анорексичная внешность, подростковые фигуры. В значительной степени на эту тенденцию повлияло и то, что тощие модели позволяли экономить дорогие ткани и использовать более легкие методы кроя.
Тут стоит заметить, что телосложение мужчин гораздо меньше подвержено культурным влияниям. Во многом это завязано на инстинкт продолжения рода. Женщины и мужчины по-разному подходят к выбору своей половинки. Мужчины в большей степени ориентируются на привлекательность женщины и признаки ее физического здоровья, а женщины, в свою очередь, выбирают мужчин, исходя из их социального статуса. И хотя эта тенденция проявляется сильнее на фоне социального неравенства, тем не менее она имеет глубокие эволюционные и биологические основы.
Сейчас мы возвращаемся к усредненной ситуации. Моду начали определять люди, достигающие успеха в своей интеллектуальной деятельности (ученые, предприниматели). Если человек обладает достаточной энергией, чтобы сделать в жизни что-то серьезное, как правило, тело его должно быть здоровым, чтобы обеспечивать необходимую энергию. Поэтому сейчас в моде спортивная подтянутость. Культивируется гармоничное состояние.

Обман «ходячей головы»
- С чем это связано?
- Человек по природе - подражатель. Он выбирает себе привлекательный образец, стремясь скопировать стратегию поведения, которую считает успешной. В современных условиях достижение гармоничного состояния - непростая задача. Экономическая ситуация, специфическая пищевая промышленность. Если ты подчиняешься законам маркетинга, то тебе трудно поддерживать хорошую физическую форму. Требуются дополнительные усилия, навыки владения собой, чтобы преодолеть влияние среды. Те, кто ее преодолел, кто проявил необходимые качества, становятся примером для подражания. Они своим внешним видом демонстрируют денежные, временные, интеллектуальные и психологические ресурсы.
Если некий индивид определил, что именно его не устраивает в собственной внешности, нашел необходимые ресурсы для того, чтобы это исправить, - он достиг результата осознанно. Другие индивиды, видя его успех и желая этот успех повторить, начинают копировать только внешнюю сторону. Это приводят к тому, что люди ломятся в фитнес-залы, но не получают там того, что хотят.
- Почему?
- Интеллектуальные и физиологические процессы таких людей раскоординированы. Современный мир перенасыщен стимулами нефизического плана: богатая информационная среда, потребность в постоянной обработке информации. Люди постепенно превращаются в так называемые ходячие головы - все ресурсы внимания оттягивает на себя борьба с информационной средой, обработка информации.
Раньше, просто в силу отсутствия такого количества внешних раздражителей, люди были более чувствительны к своим телесным потребностям. Когда человек живет благополучно и относительно безопасно, у него должен сохраняться хороший контакт с телесными ощущениями.
Но современный человек в массе своей игнорирует сигналы тела, которые оно посылает ему, и доводит себя до предельных состояний - болезни, депрессии, стресса. Это очень заметно проявляется в пищевом поведении: люди не замечают своего естественного голода, а ориентируются на аппетит, возникающий в конкретной ситуации - в ответ на четко спланированный ход по продаже тех или иных видов еды.
Для того чтобы продать продукт, в рекламе используются различные приемы, направленные на то, чтобы активировать инстинкт накопления запасов. Кстати, любые млекопитающие предпочитают жирное и сладкое (то есть высококалорийное) другой еде - эволюция приучила нас накапливать, так как в следующий раз еды может не быть. Это общее свойство всех организмов. Хотя современный человек знает, что такая еда не самая полезная, но послушно реагируют на специальные раздражители.
- А что это за раздражители?
- Это и известные с древних времен запахи: ваниль и корица, которые привлекают к выпечке. А в наше время используются еще и специальные аудиовизуальные приемы. За тем или иным продуктом закрепляется какой-то очень приятный эмоциональный опыт. Например, Coca-Cola ассоциируется с полетом, свободой, драйвом, молодостью. Шоколад связывают с нежностью, романтическими отношениями. То есть продается не столько продукт, сколько эмоции. Если бы не было такого медийного контекста, не было бы и эмоционального вовлечения в рекламируемую еду. К примеру, человек не получает никаких дополнительных эмоций от поедания, к примеру, лосося - не закрепили за ним никаких ассоциаций.
У людей вырабатывается ситуативный аппетит, когда еда становится не только средством восполнения питательных веществ и энергии, но и источником определенных психологических состояний, способом решения эмоциональных проблем. В результате истинное состояние голода распознать становится очень сложно.
Многим людям тяжело вовремя распознать накопившееся в теле напряжение, которое приводит к болезням и стрессу.

Культ пятницы
- Что это означает?
- Напряжение тела у людей возникает не просто так, а скапливается в результате неразрешения физически выразить некую эмоцию. В естественной природе как происходит? Кролика напугали - он сжался, напрягся и - поскакал. Сжатие было предшественником активного действия. Любое мышечное напряжение в, условно говоря, естественной жизни живого существа снимается за счет целенаправленной физической активности. У человека всё иначе. К примеру, тебя разозлил начальник, и мышцы автоматически напряглись, чтобы его ударить, но сделать это ты не можешь (как-то непозволительно бить начальство), напряжение остается и накапливается. По телу становится видно, что человек уже не может расслабить спину, плечи, руки, ноги. Зажим становится хроническим и не ощущается. А психологические проблемы остаются.
То же самое с накоплением стресса. Человек редко понимает, когда ему действительно надо передохнуть. Как правило, он делает паузу, когда уже находится в сильном стрессе. Голова настолько отвлечена от дел телесных, что человек просто не понимает - пора сделать перерыв. Но речь не только о физическом отдыхе. В таком нездоровом состоянии можно и отдых сделать источником постоянного напряжения.
- Современная культура вообще воспитывает в человеке прежде всего тягу к развлечениям. Не в науку пойти, не космос покорить, а отдохнуть.
- Да. Здесь же возник культ пятницы, когда люди стремятся побыстрее убежать со своего рабочего места и добраться до ближайшего бара. Хочется задать вопрос: вы так ненавидите свою работу? А зачем тогда там работаете? Деньги? А для чего вам эти деньги? Чтобы отдыхать? Замкнутый круг. Жизнь человека нацеливается на развлечения. Съешь сегодня, ведь завтра этого может уже не быть. Или! Завтра мы придумаем новый вкус для этой шоколадки, а старый изымем из продажи.
- Что с этим делать?
- Главный путь - усиливать внимание к сигналам тела. Изменять образ жизни, а с ним - свое психическое состояние и мир вокруг себя. Можно начать со своей физической формы. Но важно понимать, для чего тебе это нужно.

Все в зал?
- За последние лет 10 возникло много фитнес-центров, люди идут заниматься, а счастья всё нет.
- Здесь мы возвращаемся к тому, что ситуация, когда человек действительно понимает, зачем он идет в зал, очень редка. Часто поход в фитнес-клуб становится аналогом поедания шоколадки для получения приятных эмоций. Человек видит очередной социальный маркер, вводит его в свою жизнь как инструмент, который позволит чего-то достичь.
- Но ведь создана целая система с залами, тренерами, а также магазинами, торгующими пищевыми добавками и протеинами. В рамках этой системы невыгодно объяснять, чего можно, а чего нельзя достичь в зале. Главное, чтобы приходило больше народа.
- Да. «Приди к нам, посмотри на нашего инструктора, прикоснись к прекрасному». Большую часть прибыли генерируют те, чьи ожидания не соответствуют тому, что зал может дать. Эти люди никогда не будут выглядеть как модель-культурист, смотрящий на них с этикетки очередной банки протеина. Более того, этот образ отвлекает человека от решения реальных проблем, которые не всегда лежат в физической плоскости.
- Как в таком случае примирить человека с его ожиданиями, а может, и заставить отбросить их, если они навязаны?
- Это очень широкая тема, она касается не только фитнеса, но и любой человеческой деятельности. К примеру, если ты идешь на работу просто потому, что тебя взяла под свою опеку большая и популярная компания, ты оказываешься в ситуации, когда выбор твой диктуется не твоими уникальными потребностями, а навязан средой. Фактически ты проживаешь чужую жизнь.
Простой пример. Для чего многие люди смотрят новости? «Для того, чтобы быть в курсе». Хотя полученная информация человеку не нужна - она не влияет на его жизнь, не определяет его поступков и вообще никак не используется.
Если человек идет в зал просто для того, чтобы «прикоснуться к прекрасному», исходя из посыла, что «это нужно любому современному человеку», то это навязано. Если человек хочет заняться собой, он должен четко определить для себя, какой результат он хочет получить. Не только в плане изменения тела, но и всего жизненного контекста. Что ему даст мускулистая фигура, какого результата в общении с людьми он хочет добиться. Часто получается, что, как только люди начинают описывать свои ожидания, они наталкиваются на сильные логические противоречия. Например, женщины, которые идут в зал, «чтобы похудеть», предполагают, что полнота - это единственная преграда на пути к нормальным отношениям с противоположным полом, хотя в действительности дело не во внешнем виде, а в неких чертах характера и определенной жизненной позиции. Они всю ставку делают на зал, а зал тут совсем ни при чем.
С другой стороны, человек, который способен собраться и регулярно заниматься не самой комфортной деятельностью (лежать на диване и зависать в Интернете куда приятнее, чем выполнять физические упражнения), может достигать большего хотя бы за счет того, что становится более собранным, воспитывает свой характер. Сама по себе физическая нагрузка позволяет увеличить энергетический потенциал человека - в течение дня он может сделать больше, чем если бы этой энергии не имел в запасе.
Когда человек реально задумывается о том, чтобы сделать сегодня что-то, что принесет пользу завтра, то это уже серьезный шаг вперед в плане контроля своей жизни. Большинство людей на это не способны.
- Почему?
- Потому что идут на поводу у ситуативных желаний, действуют по жизни не активно, а реактивно. Условно говоря, они являются не субъектом жизни, а объектом. И сам факт, что человек задумался о необходимости инвестировать в свое здоровье, - это серьезный шаг вперед. Практически прорыв.

Тяга к смерти
- Эта задача ведь не зависит от культурного контекста - модна ли худоба, модна ли полнота? Тела примерно одинаковые, и при недостатке физической активности наступают примерно одинаковые проблемы. Почему именно сейчас возникла мода на здоровый образ жизни?
- Раньше было больше естественного движения. Нужно было прилагать больше усилий, чтобы содержать в чистоте дом, добывать пропитание и т. п. Современная техника подвела нас к той черте, за которой дополнительные нагрузки для значительной части населения стали не просто полезными, а крайне необходимыми, чтобы сохранить форму.
- А почему же многие люди, понимая, что дополнительная физическая активность продлевает жизнь, ею не занимаются?
- Было бы ради чего продлевать жизнь. У многих людей нет цели, ради которой нужно продлевать свое существование. Человеку для начала нужно найти цель жизни, а потом под эту цель искать инструменты, которые будут помогать в ее достижении. Если цели нет, то ситуативные факторы будут влиять на человека сильнее, чем любые его фантазии на тему будущего.
Мода на здоровый образ жизни и возникла как реакция на «потребляй, потребляй, потребляй». Но теперь вокруг него сформировался новый культ потребления - это реакция среды. Нишу заметили и начали использовать в рамках тех же схем, как и любую другую продукцию.
- А как же разговоры о том, что «после трех уже поздно», взрослого человека не исправить?
- Это разговоры в пользу сохранения собственной зоны комфорта. Психика человека устроена таким образом, что, как только он устроился удобно в некой среде, ему не нужно ничего искать и менять. Любые изменения устоев возможны только через боль, через сильный дефицит ресурсов, только в ситуации, когда система дала сбой. Либо эволюционирую, либо не выживаю. Биологические механизмы работают по этому принципу на всех уровнях, разницы нет. Если у человека всё стабильно, система работает - не надо его трогать.

Фитнес-психология
- Можно ли здоровый образ жизни довести до автоматизма, создав инфраструктуру? Вот раньше из секций ходили по школам, зазывали к себе. Или руководитель предприятия сам занимается спортом, устанавливает спортивные снаряды, поощряет сотрудников.
- Чем проще организована среда, чем быстрее и комфортнее доступ к ресурсам, тем легче осуществлять некие действия. Если у человека низкая мотивация, то он начинает с оценки барьеров: надо купить абонемент в зал, форму, доехать, а там лужи, пробки, холод. Мотивации не хватает на то, чтобы преодолеть эти «огромные» препятствия. А если мотивация незначительная, но условия комфортные, тогда человек вовлекается (особенно если коллектив и компания его поддерживают). Тело получает некоторое количество эндорфинов от участия в общем деле. Но удержать его в этой среде без изменения сознания и отношения к своему телу сложно. Стоит измениться среде (зал перенесли, перешел на другую работу) - и всё закончилось.
- А как разбудить «связи головы и тела»?
- Мы сейчас в рамках проекта «Умное тело» на базе сотрудничества МГМУ им. И. М. Сеченова и Российской академии образования работаем над соответствующими программами.
- Разве подобных программ раньше не существовало?
- Какие-то элементы присутствуют в йоге, цигуне и тому подобных практиках. Также это существовало и в психотерапии. Но ее проходят далеко не все люди, а только ограниченный и довольно специфический контингент. К тому же психотерапия - это громоздкий культурный феномен. Ее задачи гораздо шире. Но можно выделить некоторые элементарные (как арифметика) полезные для любого человека детали и сложить их в целостную систему. Мы стараемся создать специализированный инструмент для решения конкретной и важной для общества задачи - психологию здорового образа жизни (фитнес-психологию). Она касается всего образа жизни человека - от мышления до питания.
- Раз уж мы сравнили это с арифметикой, имеет ли смысл включение подобной программы в школьный курс? В конце концов были периоды в нашей истории, когда в школьный курс включались психология и логика.
- На мой взгляд, это имеет огромнейший смысл. Надо с детства учить ставить перед собой цели, отсекать лишнее, настраивать на то, что тело - это важный ресурс, который надо беречь и развивать. В перспективе это может привести к значительным изменениям в экономической картине мира. Взять хотя бы такой аспект: человек, который сознательно ведет здоровый образ жизни, не только в среднем будет жить дольше, но и дольше останется работоспособным.
- Но при существующей в мире экономической системе это означает, что надо будет еще поднять пенсионный возраст (иначе субъект будет слишком долго пользоваться пенсионными льготами). Тут человек невольно придет к заключению: ну вот, зачем жить дольше, если придется дольше работать.
- Ему будет интересно работать.
- Но пока у нас культ пятницы.
- Да, пока так. Но я не предлагаю вписать этот «культ здорового образа жизни» в сегодняшний день. Я говорю о том, что в будущем это способно изменить жизнь людей при определенных условиях. Люди станут активнее, будут охотнее проявлять себя во внешнем мире и в более конструктивном ключе. Собственно, фитнес-психология ничем не отличается от обычной психотерапии: мы помогаем человеку понять себя, осознать, на что у него возникают естественные реакции, и найти в этом некий смысл для своей жизни.
- То есть, если упростить, человеку прежде всего надо иметь цель, а для этого надо понимать, что ему интересно и есть ли у него ресурсы для реализации этих интересов?
- Да. А если ресурсов (физических, социальных) нет, то их можно наращивать. На данный момент у нас разработаны корпоративные программы, которые позволяют организовать на рабочем месте удобную среду для оздоровления. Здесь одними спортзалами не обойтись, если нужен стабильный положительный результат. Факторов, которые влияют на здоровье людей, очень много, выявить все можно только в ходе специального исследования. Необходима просветительская деятельность, которая мотивирует людей к оздоровлению себя и своего окружения. Конечно, внедрение такой программы в любой организации возможно, только если этот подход разделяет руководство.
- А есть ли статистика по возврату инвестиций?
- Вложенное окупается от 190%. Повышается производительность труда, ускоряются процессы. В конце концов, если уйдет кто-то, понявший, что эта работа ему не нравится, - это тоже здорово. Ведь такой человек всё равно будет не работать, а только делать вид и подавать дурной пример окружающим.
Иными словами, если мы применим нашу методику на уровне той самой «арифметики», то речь пойдет просто о том, что у человека улучшится здоровье, он будет больше двигаться и лучше питаться. Получается качественно более высокий аналог производственной гимнастики. Именно эту услугу у нас чаще всего запрашивают компании-заказчики.
- С какими компаниями вы уже сотрудничаете в рамках проекта «Умное тело»?
- К сожалению, по условиям контрактов я не могу сказать, как они называются, но в их числе оператор мобильной связи из «большой тройки», крупнейший российский производитель программного обеспечения, два банка из топ-20 и международный производитель газированных напитков. Наши методики применялись в рамках федерального проекта «Беги за мной» при Росмолодежи.

Оригинал - http://www.gazprom.ru/f/posts/11/950293/gazprom-magazine-2014-3.pdf (*pdf, 22 МB)
Previous post Next post
Up