Перспективы энергетики

Jul 15, 2013 11:49

Как известно, Европейский Союз декларирует стремление существенно снизить выбросы в атмосферу углекислого газа, поэтому активно стимулирует развитие возобновляемой энергетики. Однако в минувшем году Европа увеличила выбросы СО2 из-за роста сжигания угля, который вытесняет из энергобаланса экологически чистый газ. Дешёвый уголь пришёл в ЕС из США, где его вытеснил из энергобаланса ещё более дешёвый сланцевый газ. Теперь европейцы рассчитывают, что в 2015 году они начнут получать из Америки не только уголь, но и сжиженный природный газ, но этим надеждам не суждено оправдаться.



В результате резкого роста добычи сланцевого газа в США стремительно снизились цены на газ (с 315 долларов за 1 тыс. куб. м в 2005 году до 100 долларов в 2012 году). При этом себестоимость добычи сланцевого газа составляет 150-180 долларов за 1 тыс. куб. м. Необходимо отметить, что если на крупных месторождениях традиционного газа скважины могут работать на протяжении нескольких десятилетий, то производительность «сланцевой» скважины снижается на 80-90% за два года. Следовательно, для того, чтобы поддерживать добычу сланцевого газа нужно постоянно бурить новые скважины. В 2008 году в США газовые скважины бурили 1450 буровых. В 2012 их количество снизилось более чем в два раза - до 660, а в конце мая текущего года и вовсе до 345. Это самый низкий показатель за 15 лет. Поэтому добыча газа в США начала снижаться и остановить этот процесс невозможно. Вскоре мир содрогнется от глубины падения американской добычи газа. Ведь лопнет не только «сланцевый пузырь». На истощенных месторождениях традиционного газа в США также происходит неуклонное снижение добычи. Какие-то компании обанкротятся, а тем, кто выживет, придется списать многомиллиардные убытки. Таким образом, в ближайшее время мы увидим, что США не только не начнут экспортировать СПГ, а наоборот станут наращивать импорт газа. Да и на большие поставки угля из Америки в этих условиях вряд ли стоит рассчитывать.
Из-за снижения собственной добычи нефти и газа страны ЕС сделали ставку на развитие альтернативной энергетики. Однако ей так и не удалось обойти по эффективности традиционную. В настоящее время относительная стоимость полного использования солнечной энергии составляет более 350 долларов за баррель нефтяного эквивалента, а ветряная энергия стоит от 120 до 300 долларов. В то же самое время относительная стоимость природного газа, надежного и безопасного энергоресурса с низким уровнем выбросов СО2, не превышает 100 долларов за баррель н.э.
Неудивительно, что в период с 2009 по 2012 год при неизменной оптовой стоимости электроэнергии (41 евро в месяц на одно домохозяйство) конечные расходы для немецкого потребителя возросли с 65 до 75 евро. Половину стоимости электроэнергии для германских домохозяйств составляют налоги, необходимые для субсидирования возобновляемых источников энергии. В период с 2000 по 2011 год на субсидирование ветряной и солнечной энергетики Германия и ее налогоплательщики затратили более 100 млрд евро. Мощности ветряной и солнечной энергетики выросли в девять раз, с 6 до 54 ГВт. Однако сегодня использование мощностей солнечных батарей составляет лишь около 10%, а ветряков - менее 19%.

Альтернатива в кризисе
Не секрет, что экономика многих европейских стран переживает непростые времена, поэтому они вынуждены сокращать поддержку возобновляемых источников энергии. Это незамедлительно сказалось на инвестициях в данную сферу. Прошлый год принес с собой снижение мирового объема инвестиций в альтернативную энергетику - с 302,3 млрд долларов до 268,7 млрд долларов, а в первом квартале текущего года этот показатель снизился еще на 22%. Это вызвало легкую оторопь, так как раньше инвестиции только росли.
Даже в рядах сторонников альтернативной энергетики появились сомнения в ее перспективах. «Закон “О возобновляемых источниках энергии” был блестящим документом в первые годы, когда использование возобновляемых источников энергии не было таким постоянным, - заявил еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер. - Но сегодня этот закон навязывает нам ложные стимулы. Количество часов, в которые у нас есть избыток электроэнергии в точке, где она не нужна, постоянно растет, а в часы пик мы снова с трудом можем удовлетворить спрос. Я настоятельно не рекомендую урезать гарантированную оплату для установок, которые уже находятся в эксплуатации. Это подрывает доверие. Но строительство новых должно быть ограничено. Только в этом случае нам удастся предотвратить взрыв цен на рынке электроэнергии».
По словам министра финансов Саксонии Георга Унланда, в настоящее время затраты на альтернативную энергетику в Германии составляют около 1,5% ВВП. «Если этот показатель достигнет 2%, то в ФРГ могут начаться массовые протесты, подобные тем, которые были в Болгарии в начале текущего года. Мы должны тщательно просчитывать экономическую эффективность своей энергетической политики», - отметил он.
Необходимо подчеркнуть, что не все потребители несут финансовое бремя поддержки возобновляемой энергетики. Повышенные «зеленые» тарифы в Германии платит только население, а корпорации покупают энергию по существенно более низким ценам. Однако в ближайшее время ситуация может измениться. Высокий региональный суд Германии постановил, что предоставление льготных тарифов на энергию для энергоемких компаний противоречит законодательству. Комиссия ЕС согласилась с постановлением суда и начала судебное разбирательство против Германии за предоставление нелегальной государственной помощи данным компаниям.

Китай потирает руки
Когда европейские страны вводили меры поддержки альтернативной энергетики, они явно рассчитывали наладить собственное производство солнечных панелей и ветрогенераторов и таким образом стимулировать развитие своей промышленности. Этот план также не удалось осуществить в полном объеме. Дело в том, что при изготовлении солнечных панелей и ветрогенераторов используется более 20 редких и редкоземельных металлов (самарий, лантан, иттрий, ванадий, литий, неодим, диспрозий и др.). Почти 90% мировых поставок редкоземельных металлов контролирует Китай. Поскольку эта страна решила сама производить ветрогенераторы и солнечные панели, экспорт редкоземельных металлов из КНР резко сократился. В результате страны ЕС были вынуждены увеличить импорт солнечных панелей и ветряков из Китая. Оказалось, что меры по стимулированию альтернативной энергетики в ЕС принесли пользу не столько европейской, сколько китайской промышленности.
Теперь европейцы пытаются исправить положение. В начале июня текущего года Еврокомиссия одобрила введение предупредительных мер в отношении китайских производителей солнечных панелей и комплектующих к ним, продукция которых поступает на европейский рынок «по демпинговым ценам». «Справедливая стоимость продукции из КНР, продаваемой в ЕС, должна быть на 88% выше, чем текущие цены импортеров», - подсчитали в ЕК. До августа размер антидемпинговой пошлины будет составлять лишь 11,8% - в течение двух месяцев возможен пересмотр регулирования в случае достижения сторонами новой договоренности. Если же договориться не удастся, размер пошлины будет увеличен до 47,6%, что обеспечит «минимальный приемлемый уровень конкуренции». Объем поставок в ЕС китайских солнечных панелей оценивается в 21 млрд евро ежегодно.
Уже сейчас очевидно, что если Европа действительно хочет заботиться об экологии и сокращать вредные выбросы, причем максимально эффективно, то пришло время делать ставку на природный газ. Не случайно в первом полугодии поставки российского газа в Европу выросли на 10%, а катарского снизились на 40%. СПГ из Катара ушел в Японию, Корею и Китай, где произошёл стремительный рост спроса на газ. В Японии это обусловлено закрытием АЭС, а в КНР замещением газом угольной генерации. Потребление газа в Китае за 6 лет увеличилось в 3 раза и стремительно растет. В ближайшее время конкуренция за поставки газа между Европой и Азией ещё более обострится, а надеяться на поставки из США не приходится.
Previous post Next post
Up