Оригинал взят у
pretre_philippe в
+ Памяти Никиты Алексеевича Струве + С некоторым опозданием узнал, что 7 мая скончался видный деятель русской эмиграции, публицист, христианский философ и издатель Никита Струве (1931 г.р.).
Его «Вестник Русского Христианского Движения», издающийся уже много десятилетий, воистину был светом среди многих других изданий, в том числе и в годы перестройки, когда журнал уже достаточно легко попадал в СССР. В 1980-е годы отдельные номера попадали в мои руки, и благодаря определенной «светскости» этого журнала, а вместе с ним и открытости, и доступному языку, лично мне было возможно начать приобщаться к христианской мысли и проблематике. Также как и благодаря книгам отца Александра Меня. Вот этого сочетания «светскости» в лучшем смысле этого слова и религиозности всегда так не хватало нашим церковным изданиям!
Журнал занимал достаточно взвешенную и центристскую позицию в скрытом конфликте между Московской Патриархией и РПЦЗ многие десятилетия, когда в РПЦЗ царили довольно радикально-отрицательные настроения насчет «благодатности» МП и прочего. Но когда в 2000-х годах начался процесс сближения РПЦЗ и МП, многие в Русской Архиепископии Константинопольского Патриархата отнеслись к этому процессу критически и не поддержали курс на единение. Среди них первым противником этого был Никита Струве. Последующие годы, к сожалению, как раз подтвердили его опасения.
Вот, к примеру, отрывок из вступительной редакционной заметки, открывающей номер 171 «Вестника РХД» от 1995 года:
«"...В силу христианской трансцендентности («в мире, но не от мира»), таинственно пребывающей в Православии, и полностью только в нем, к нему начинают устремляться взоры многих, обеспокоенных заземлением христианства на Западе. Но способно ли эмпирическое Православие ответить на это ожидание?
Полнота истины не всегда влечет за собой полноту ее выражения и проявления. Слишком часто в православной среде происходит замена «славия», т.е. истинного богопочитания, прославления Бога, включающего в себя многогранность жизни и беспредельную широту любви - кодексом раз навсегда установившихся формул, правил, а то и обычаев. Православие вырождается в правоверие (идеологизируется) или в обрядоверие (где всякое изменение, будь оно даже возвратом к древнему, воспринимается как измена). Форма отождествляется с сущностью, относительное смешивается с абсолютным, временное с вечным.
Недавним проявлением такого отвердения была Московская конференция на тему «Единство церкви». Вместо того, чтобы исследовать нелегкий вопрос, как сочетать единство со свободой, она превратилась в своего рода партсобрание, где все (или почти все) нападают на одного или двух, в чем-то «провинившихся».
Еще разительнее сужение православного сознания обнаружилось в последнем послании архиереев зарубежной «карловацкой» юрисдикции, внесшем новое понятие «чистого православия», которым обладает де только эта весьма немногочисленная группировка (от силы 20/30 тысяч прихожан, рассеянных по разным странам, кстати, далеко не обязательно разделяющих установку своих епископов). «Чистое» православие противопоставляется всему остальному православному миру, как запятнавшему себя разными грехами (кто сотрудничеством с безбожной властью, кто экуменизмом и т.д.). Это уже откровенно сектантский подход горделивого обособления во имя самозванной, мнимой чистоты, ведущий, как показал несчастный опыт староверов, к бесплодию и усыханию. Истина только тогда полнота, когда, будучи обращенной ко всем, сочетается со свободой и оплодотворена любовью. Без любви, по слову апостола, обладающий всей истиной, всем знанием, - «ничто, медь звенящая и кимвал звучащий».
Христианство не может жить без универсальной перспективы. Если только оно не замкнется на самое себя, если не примет свою географическую и историческую ограниченность за непреложную истину, если будет смотреть не назад, как Лотова жена, а вперед, как Авраам, Православию в третьем тысячелетии предстоит великое будущее.""
Светлая память Никите Алексеевичу!
=========================================================
«"Никита Струве родился 16 февраля 1931 года в парижском предместье Булонь. Он внук (внучатый племянник, если точнее - свящ. Ф.) известного философа, экономиста и политика начала XX века Петра Струве. Окончил Сорбонну и с 1950-х преподавал в университете русский язык. Никита Струве возглавлял одно из самых известных в Европе «русских» издательств YMCA-PRESS, чьи книги часто удавалось доставить в Советский Союз тайно - несмотря на запреты. Именно издательство Струве в начале 1970-х впервые опубликовало «Архипелаг ГУЛаг» Александра Солженицына и другие его книги.
Впервые Струве приехал в Россию в 1990 году, привезя с собой 40 тысяч экземпляров книг и журналов. Позже в Москве было открыто издательство «Русский путь», которое стало своеобразным продолжением YMCA-Press.
Никита Струве был также главным редактором достаточно заметного с 1970-х годов русского эмигрантского журнала - «Вестника русского христианского движения».
В середине 1990-х годов Струве передал в Россию значительную часть своего огромного архива, которые появился в результате работы с представителями русской эмиграции, сейчас все это находится в библиотеке-фонде «Русское зарубежье».
Никита Струве - автор исследования «70 лет русской эмиграции», которое было издано на французском языке в 1996 году и позже переведено на русский.
Вообще Никита Струве, если подходить формально, оказался одним из самых ярких представителей не то второго, не то третьего поколения русской эмиграции первой волны. Сам Струве считал, что той волны эмиграции «фактически, да и физически» уже не существует. Известно сделанное в 1990-х годах высказывание Струве о том, что «эмиграция завершилась». Глава издательства YMCA-Press решил, что нужно работать с Россией и ее населением, а не с новыми эмигрантами, которые покинули страну после распада СССР.
Многие из новых эмигрантов, как показала практика, куда проще проходили процесс натурализации, уже через несколько лет разве что по телевизору наблюдая за происходящем на первой родине - в отличие от немалого числа современников Струве, до конца жизни воспринимающих как родину страну, из которой уехали они или их родители. Являются ли эмиграцией или временной эвакуацией отъезды последних лет, станет понятно несколько позже"".