Наверное самой популярной сказкой об исповеди Сталина стало свидетельство монахини Евангелии (Лагопулу).
Приведем это свидетельство, в том виде, в каком оно без конца печаталось в разных коммунистических газетах, чтобы затем его проанализировать. И заметим вначале, что это свидетельство впервые было опубликовано в газете "Православный Петербург" ее главным редактором Александром Григорьевичем Раковым. И уже оттуда это горе-свидетельство было растиражировано в десятках газет и на десятках сайтов.
Вот текст.
"Шел 1955 год. По приезде матушка Афанасия задала Патриарху Алексию I вопрос, который ее тяготил в последнее время: «Почему Вы распорядились служить панихиды по Сталину? Мы исполняем это распоряжение неукоснительно, постоянно служим, но ведь Сталин был коммунистом, неверующим, марксистом-материалистом...
Какая же тут панихида? Святейший попросил подойти поближе и тихим голосом ответил: «Сталин покаялся». Матушка засомневалась: «Мыслимо ли такое, чтобы такой человек покаялся?..»
Патриарх уточнил: «Поверьте, я его исповедовал». Причащал он Сталина или нет, Патриарх не обмолвился, а об исповеди сказал определенно. В подтверждение моих слов могу привести опубликованное Красновым-Левитиным свидетельство, также утверждающее об этом потрясающем факте. Конечно, в те годы это была строжайшая тайна. Патриарх открыл нам ее в личной беседе, а откуда узнал Краснов-Левитин, я не знаю..."
http://www.library.pravpiter.ru/book_9/12.htm Проанализируем это свидетельство. Во-первых, Краснов-Левитин о покаянии Сталина нигде в своих произведениях не говорит. Он только упоминает слова Сталина патриарху: "Владыко! Это все, что я в настоящее время могу для Вас сделать”» (Левитин-Краснов А.Э. "Рук Твоих жар" (1941-1956). Тель-Авив, 1979. С. 107). Откуда появились слова о покаянии Сталина?
Теперь о свидетельстве матушки Евангелии...
Это свидетельство удивляет с самого начала. О монахине Евангелии (Лагопулу) в публикациях говорилось, что она проработала 10 лет переводчицей у митр. Николая (Ярушевича). Уже это настораживало. 10 лет быть рядом с митрополитом Николаем и не спросить его ни разу о "покаянии" Сталина, а ссылаться на беседу с патриархом монахини Афанасии в 1955 году!?
Почему? Как такое возможно?
Монахиня Евангелия якобы 10 лет работает бок о бок с митрополитом Николаем и на него не ссылается, а ссылается на беседу монахини Афанасии, которая видела патриарха всего один раз в жизни!
При этом монахиня Афанасия уже старенькая ("В монастыре остались одни старушки, матушку Афанасию избрали игуменией").
Из воспоминаний следует, что самой монахини Евангелии рядом не было во время разговора монахини Афанасии с патриархом. Она нигде не говорит, что была у патриарха вместе с игуменьей или что сама слышала эти слова.
Она просто пересказывает. Пересказывает то, что сама не слышала, но при этом впоследствии могла многократно уточнить сама у митр. Николая и у митр. Никодима. Но она не уточнила и на них не ссылается.
Согласитесь, по меньшей мере странно...
Отчасти недоумение попыталась развеять сама монахиня Евангелия (Лагопулу), но от ее разъяснений недоумения лишь растут... Вот какое уточнение написала она главному редактору "Православного Петербурга" Александру Григорьевичу Ракову:
"вы написали, будто я работала у митрополита Николая (Ярушевича) переводчицей в ОВЦС. Этого нико-гда не было - вы, очевидно, перепутали. Владыка скончался в 1961 году, а я в те годы была студенткой МГУ и работать у него не могла. Правда, в течение ряда лет я с ним переписывалась. Это по его ходатайству мы с матушкой Афанасией переселились из Рижского монастыря а Киев, в Покровский монастырь. Переводчицей я работала у митрополита Никодима (Ротова), но желания работать в ОВЦС не было. К счастью (или к несча-стью) я вскоре заболела - травма черепа - и слегла на 18 лет. И была благодарна Богу, что Он таким путем избавил меня от ра-боты в Отделе. Но 17 лет тому назад я выздоровела от тяжкого недуга у святого источника прп.Серафима Саровского."
http://www.proza.ru/2008/08/14/345 Уважаемый Александр Григорьевич Раков честно и откровенно и даже весьма самоуничиженно привел слова. говорящие о том, что он что-то дословно "перепутал".
Недоумения лишь растут... Матушка Евангелия по ее словам училась в Вифании в простой русской православной начальной школе для арабских девочек до 1947 года, то есть до возраста 10 лет. Кстати, эта школа существует до сих пор. Потом учится в католической школе там же рядом с Вифанией. В 1955 году приезжает в СССР после ходатайства консула СССР. Ей уже 17 лет. После долгих мытарств ее определяют в Киев в 9-й класс. А ведь ей уже не меньше 18-ти лет. Она заканчивает два класса за один год. Видимо экстерном. И вдруг она оказывается студенткой МГУ и в 1961 году там учится. Из маленькой католической провинциальной школы и едва сдав экстерном два класса школы обучения на русском -- тут же в МГУ. А после этого -- переводчицей митр. Никодима! Согласитесь, не с каждым такое происходит.
Но и с работой переводчицей тоже не все понятно. Мало кто работал переводчиком у митр. Никодима. Тут бы и рассказать хоть несколько слов о совместной работе с митр. Никодимом, читатели-то ждут. Но ничего не сказано.
Еще более удивляет то, что переводчики митрополиту Никодиму требовались во время его многочисленных зарубежных поездок. Но как раз за рубеж матушку не выпускали и она об этом многократно пишет. Но и о встречах зарубежных делегаций в Москве тоже ничего не пишет. И непонятно почему не выпускали, ведь она родилась в Святой Земле. А раз она в 1955 году жила еще в Святой Земле, то по израильским законам она -- гражданка Израиля. Кто мог помешать выехать за границу гражданке Израиля?
Еще удивительнее то, что ранее матушка говорит, как она была пострижена в иночество в 1955 году. Правда она не называет монастыря. Но тогда получается, что инокиню приняли в МГУ, ведь в 1961 году она уже студентка МГУ. Тогда в МГУ принимали идеологически выдержанных, комсомольцев. Многие деятели партии не могли своих детей определить в МГУ. Мест не хватало. А тут инокиня принимается в МГУ. Монахиня Евангелия говорит, что ее постриг митр. Николай. Но куда он мог ее постричь, если он был митрополитом Киевским, а она в 1955 году в Киеве не жила, а жила в Риге?
Далее мы читаем в воспоминаниях, что после окончания МГУ матушка стала работать в ОВЦС и проработала долго. Но вскоре после этого у нее произошла трагедия -- травма черепа. При этом травма такая, что она слегла на 18 лет. Я могу себе представить какая должна быть травма, чтобы человек лежал 18 лет! Но ведь при такой травме возникает амнезия -- частичная потеря памяти. Так можно ли вполне доверять свидетельству матушки после тяжелой черепно-мозговой травмы?
Еще более удивительно то, что в ее воспоминаниях первоначально говорилось о том, что она получила травму позвоночника на железнодорожном переезде, а о черепно-мозговой травме не говорилось. Но во втором варианте уточнений в письме Ракову говорится, что она пролежала 18 лет по причине черепно-мозговой травмы. Как это понять? Возможно, что было и одно, и другое: и черепно-мозговая травма, и травма позвоночника. А может быть вовсе и не так.
Далее вопросов еще больше. Матушка пишет, что в начале 90-х она выехала на постоянное местожительство в Грецию. И тут недоумений еще больше... Если она не арабка, а гречанка, то почему она в 50-х годах из Святой Земли не поехала в Грецию, когда ей было негде учиться? Греция -- это православная страна и она могла учиться и там. Конечно она сирота, но в Святой Земле были и греческие школы и в гораздо лучшем привилегированном положении, чем единственная эмигрантская русская школа для арабских девочек. Греки своих сирот не бросают и сейчас, а тогда тем более не бросали. Почему же ей было негде учиться в 50-е годы в Святой Земле?
Но более всего удивляет вот что. В первых вариантах воспоминаний Александр Григорьевич Раков называет матушку монахиней. В качестве монахини она и дает свидетельство о "покаянии" Сталина. Потом в ее воспоминаниях она сама о себе говорит, что пострижена в иночество. О монашеском постриге ни слова. А теперь вдруг Евангелия Лагопулу называется в письмах Александра Григорьевича Ракова просто мирским именем Евангелия и она является собкором "Православного Петербурга" в Греции. То есть она уже и не инокиня. Получается, что никакого пострига не было.
Я надеюсь вы понимаете, что после всего этого мы никак не можем принять свидетельство о якобы бывшем "покаянии" Сталина.
Тем более, когда не она сама слышала.
Тем более, когда патриарх Алексий нигде не говорил о молитвах о спасении души Сталина. Он говорил лишь "о мире". Он намекал на молитву о мире мучавшегося в преисподней.
И мы очень надеемся, что наш дорогой о Господе Александр Григорьевич Раков сам вычеркнет это недостоверное свидетельство.