Aug 02, 2012 13:40
О прощении врагов.
Начинается полемика по поводу того, нужно ли прощать не просящих прощения. Отец Всеволод Чаплин приводит слова Спасителя из 17-й главы Евангелия от Луки, говорящие "Если покается, прости ему" (Лук. 17:3). К этим словам отец Всеволод добавляет: "В тех случаях, когда грешник не раскаивается и упорствует во грехе, Господь говорит о том, что его ждут вечные муки. Это совершенно однозначные евангельские слова. Все попытки заретушировать эту горькую правду, не замечать, а тем более спорить с нею, делают постхристианское богословие антихристианским".
Но ведь из слов Спасителя нельзя сделать вывод, что мы не должны прощать не просящих прощения. Ведь прощение -- это не только объявление злодеяния и преступления совершенно искупленным и заглаженным, но также и просто отказ от предъявления претензий согрешившему, отказ от требования наказания виновного. Вина согрешившего не изглажена, но мы покрываем ее любовью и прощаем согрешившего сами, оставляя его на суд Божий. Прощение человеческое -- это не объявление греха небывшим, но это отказ от требования искупления.
Когда мы прощаем ближнего после раскаяния, то мы не восхищаем суда Божьего над ним. Мы не за Бога прощаем, а прощаем от себя, но по заповедям любви. И когда мы прощаем не просящего прощения, то тоже не говорим ему, что он уже оправдан перед Богом. Мы просто говорим, что не будем держать зла на человека.
Как раз мы должны говорить согрешающему, что за грехи ждут его муки, но мы сами устраняемся от желания этих мук, от призывания их. Конечно мы не можем отпускать грехи не просящим об отпущении грехов. Конечно мы не можем говорить, что Господь обязательно простит тех, кто не просит прощения. Но ведь и мы сами все имеем грехи нераскаянные. И Господь прощает грехи как раскаянные, так и нераскаянные по Своей святой воле и по Своей Божественной справедливости. И если мы не прощаем ближним нераскаянные грехи, то как Господь простит наши нераскаянные грехи?
Простить ожесточенных против нас -- это есть проявление любви к ближнему. Той самой любви, которую явил Господь на кресте, когда просил Отца простить распинателей, не ведавших что творят. Распинатели не просили прощения, но Господь просил Отца о прощении их. А раз просил Отца, то значит и Сам простил. Просить другого о прощении -- это большее, чем просто простить самому.
Заповедь Христова о любви к гонителям соединена с прощением наших гонителей. Нам следует не только прощать гонителей наших, но и прямо любить наших врагов. Что сложнее, простить врагов или любить врагов? Конечно любить врагов! Ведь невозможно возлюбить не простив!
“Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных” (Матф.5:43-45)