- Непорочная дева, Ты меня награди,
Чтоб за правое дело Орден был на груди!
- Орденами не в силе Грудь украсить твою,
Но спасенье России Я тебе подарю!
((Николай Глазков "Разговор бойца с богородицей")
АукционноАнтикварные российские иконы 18-20 веков.
Икона Богоматери "Утоление от грома" в серебряном окладе. Москва, XIХ в.
Образ Божьей Матери - один из самых почитаемых в христианстве. В частности, в православии ее ставят превыше ангелов и святых угодников. Царица Небесная - самая совершенная женщина со времен сотворения мира. Считается, что Богородица сама выбрала Русь и взяла ее под покровительство. Она всемерно защищает нашу землю и всех живущих на ней. И неудивительно, что на Руси испокон веков было множество храмов, посвященных Приснодеве, а ее иконы зачастую становились чудотворными.
«Богородица Казанская» Россия, Москва, конец ХIХ
Великой Божьей Матери иконе
С Спасителем младенцем на руках,
На пепелище посланной Матроне,
Дано спасать святую Русь в веках.
От польских ворогов оборонила
Пожарским с Мининым она Москву.
В те дни Россия волю сохранила,
Не дала русским людям впасть в тоску.
Целительницей и баб заступницей
Иконе быть Казанской суждено,
России от врагов хранительницей
В иконе Божьей силой рождено.
Не сберегла святая Русь икону,-
Из смуты в смуту стала попадать.
Не следующий Божьему Закону
Народ российский начал пропадать…
Чтобы вернуть народам русским корни
И веру нашим людям обрести:
Вернулась к нам из Ватиканской створни,
Чтобы Россию снова окрестить.
© Copyright: Михаил Чикин, 2006
«Казанская Богородица» Россия, Москва, 1908 - 1913
Икона Богоматери «Всех скорбящих Радость». Центральная Россия, вторая половина XIXв.
Богородица слёзы приемлет Наших душ, покаяньем омытых. Нам, нечистым, Пречистая внемлет И читает, как в книгах раскрытых, Все слова, что ещё не сказали Искажённые плачем уста.
А у ног Её ангелы пали, Воспевая.… Я тоже! Я та - Недостойная - что пред иконой Припадая кричит: «Принеси К Бога-Сына небесному трону Ты „Помилуй“ моё и „Спаси!“.
На защиту Твою уповаю, Всеблагого Пречистая Мать И на милость надеюсь, ведь знаю - ОН не может Тебе отказать... (Ксения Осенняя К Богородице)
«Богородица Всех скорбящих Радость», Россия, XIX
«Всех скорбя́щих Ра́дость», «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице…», «Всем скорбящим радость» - наименование иконы Богородицы, почитаемой в Русской православной церкви чудотворной. Известна в различных списках. На иконе изображена Богоматерь в сиянии мандорлы, окружённая людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающими благодеяния от её имени.
Согласно преданию, образ впервые был прославлен в 1688 году в Москве в церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Преображения) на Большой Ордынке, где, как считается, и хранится ныне (в честь иконы освящён северный придел храма). Празднование иконы совершается 24 октября (по новому стилю, в XX и XXI веках - 6 ноября). Некоторые списки с неё имеют свои дни празднования.
Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих радость», Россия, середина XIX
«Богородица Казанская», Москва, 1855
Наиболее чтимым образом Богоматери в России является Казанская икона Божией Матери. Её история полна чудес, продолжает она творить чудеса и в наше время.
Дни празднования: 21 июля и 4 ноября
здесь подробно...
https://omolitvah.ru/ikony/kazanskaya-ikona-bozhiey-materi/ «Богородица Казанская», Россия, Москва, 1838
«Богородица Казанская»
«Богородица Казанская» Россия, Калуга, 1789
«Казанская Богородица», Москва, ХVІІІ в
Икона «Богородица Казанская»
Икона «Богородица Казанская» Россия, Санкт Петербург, 1785
Казанская икона Божией Матери, Москва, І четверть ХХ
Казанская икона Божией Матери, Москва, 1866
«Богородица Казанская», Москва, 1854
Тихвинская икона Божией Матери, Россия, Кострома, конец XIX
Предания приписывают создание этой иконы евангелисту Луке. Он, вдохновляемый Господом, написал образ Приснодевы с натуры еще при ее жизни. Царица Небесная залюбовалась этим шедевром, благословила его и наделила властью творить чудеса. Этот иконописный тип получил название Одигитрия, в переводе с греческого - «Путеводительница».
Как гласят предания, самая первая икона этого типа (та самая, от Луки), была перевезена в Константинополь примерно в V веке. По некоторым данным, евангелист-иконописец подарил этот образ Феофилу Антиохийскому, своему ученику и последователю. Таким образом икона несколько столетий радовала прихожан в Иерусалиме и лишь потом попала в Византию.
День празднования Тихвинской иконы приходится на 9 июля. Это день памяти явления святого образа рыбакам на Ладожском озере - они узрели светлый лик, несомый ангелами еще до появления иконы в Тихвине. К этому дню приурочили и возвращение чудотворного образа из Чикаго в Тихвин.
Икона Богоматери "Знамение" Курская Коренная в серебряном окладе, украшенном полихромными эмалями. Дерево, левкас
Дни празднования
8 марта (21 марта) - в память невредимости иконы от злоумышленников, пытавшихся взорвать икону в Знаменском соборе Курска в 1898 году,
9-я пятница по Пасхе - ежегодный крестный ход с иконой из Курского Знаменского монастыря в Коренную пустынь,
8 сентября (21 сентября) - в память обре́тения иконы в 1295 году в день Рождества Пресвятой Богородицы,
27 ноября (10 декабря) - праздник иконы Божией Матери «Знамение».
Курская икона «Знамение» Божией Матери - одна из древнейших икон Русской Церкви. В ХIII веке, во время татарского нашествия, когда все Русское государство испытывало величайшее бедствие, город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение. Однажды в окрестностях города один охотник заметил лежавшую у корней дерева икону, обращенную ликом к земле. Охотник поднял ее и увидел, что изображение иконы подобно иконе «Знамение» Новгородской. Одновременно с явлением этой иконы совершилось и первое чудо. Как только охотник поднял святую икону с земли, тотчас на месте, где лежала икона, с силой забил источник чистой воды. Это произошло 8 сентября 1295 года. Охотник не решился оставить икону в лесу и, построив на месте обретения небольшую деревянную часовню, поставил в ней новоявленный образ Богоматери.
Вскоре об этом узнали жители города Рыльска, расположенного неподалеку, и стали посещать место явления для поклонения новой святыне.
Икону перенесли в Рыльск и поставили в новом храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Но икона пробыла там недолго, чудесным образом она исчезла и возвратилась на место своего явления. Жители Рыльска неоднократно брали ее и относили в город, но икона непостижимым образом возвращалась на прежнее место. Тогда все поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления Своего образа.
Ежегодно в пятницу девятой недели после Пасхи икона «Знамение» торжественно с крестным ходом переносилась из курского Знаменского собора на место ее явления в Коренную пустынь, где она и оставалась до 12 сентября, а затем снова торжественно возвращалась в Курск. Этот крестный ход был установлен в 1618 году в память перенесения иконы из Москвы в Курск и в воспоминание ее первоначального явления.
Особая помощь Божией Матери через эту икону связана с важными событиями в истории России: освободительной войной русского народа во время польско-литовского нашествия 1612 года и Отечественной войной 1812 года.
«Богородица Ильинская Черниговская» Около 1706 года. Чернигов
Празднование 29 апреля
Ильинско-Черниговская икона Божией Матери была написана в 1658 году иконописцем Григорием Константиновичем Дубенским, в монашестве Геннадием. История создания иконы и чудеса от иконы описаны свидетелем событий святителем Димитрием, митрополитом Ростовским, в сочинениях «Чуда Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии» и «Руно орошенное». О некоторых чудесах упоминает также святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский, в стихотворном сочинении «Богородице Дево».
В 1662 г. от Ильинской Черниговской иконы произошло чудо истечения слез, длившееся с 16 по 24 апреля, в связи с этим иконе установили день празднования. В том же году на Чернигов напали татары, разорили город и окрестности, в том числе и Троице-Ильинский монастырь, однако, как свидетельствует святитель Димитрий Ростовский, икона и ее драгоценный оклад остались невредимыми. Спаслась и укрывавшаяся в подземных пещерах братия.
https://azbyka.ru/days/ikona-ilinskaja-chernigovskaja
«Богородица «Нечаянная Радость»
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» - почитаемая чудотворной в Русской православной церкви икона Богородицы.
Празднование совершается (по юлианскому календарю): 1 мая и 9 декабря.
Иконография образа возникла под влиянием рассказа о чудесном видении грешника, описанном Димитрием Ростовским в сочинении «Руно орошенное» (1683)[1]. История, записанная святителем, рассказывает, что некий человек имел обычай каждый день молиться перед иконой Богородицы, а потом идти на замышленное им злое дело. Но однажды во время молитвы он «видит образ движущимся и живую Богородицу с Сыном своим. Смотрит, открылись язвы Младенца на руках и ногах, и в боку, и течет из них кровь потоками, как на Кресте». В страхе человек спросил Деву Марию о язвах и ранах Богомладенца и получил ответ, что грешники вновь и вновь распинают Иисуса Христа и заставляют её скорбеть от их дел. Грешник настойчиво просил Богородицу помиловать его и помолиться об этом Её Сыну. Богоматерь согласилась, но трижды Иисус отвергал её моление о прощении грешника.
Тогда Мать посадила Сына и хотела к Его ногам припасть, но Сын возопил: «Что хочешь сотворить, о Матерь?» - «Буду, - говорит, - лежать у ног Твоих с этим грешником, доколе не простишь ему грехи».
Тогда сказал Сын: «Закон повелевает, чтобы Сын чтил Мать, правда же хочет, чтобы Законодавец Сам был исполнителем закона. Я Сын Твой, Ты же Мать Моя, и Я должен Тебя чтить, слушая Твои моления. Да будет, как хочешь: ныне прощаются грехи ему Тебя ради. В знамение же прощения пусть лобызает язвы Мои».
Поцеловав язвы Богомладенца, грешник пришёл в чувство, и видение исчезло. После этого он исправил свою жизнь. Прощение грехов стало для него «нечаянной радостью» и дало название появившейся на основе этой истории иконографии Богоматери.
«Богородица Козельщанская»
Козельщанская икона Божией Матери - икона Богородицы, почитаемая в Русской православной церкви чудотворной.
Празднование иконе совершается 21 февраля (5 марта) в високосный год, 21 февраля (6 марта) в невисокосные годы.
В 1882 году для иконы была построена церковь. При ней в 1885 году была основана женская община, преобразованная 17 февраля (1 марта) 1891 года в Козельщанский Рождества Богородицы монастырь. Икона хранилась в монастыре до его закрытия в 1929 году. Затем икону прятали монахини. 23 февраля 1993 года икона вернулась во вновь открытый Козельщанский монастырь.
Икона Богоматери "Помощница в родах" в серебряном окладе. Сантк-Петербург, вторая четверть XIXв.
С незапамятных времен в минуты жесточайших страданий при рождении детей, когда смерть так близка, женщины прибегают с особенно горячей молитвой к Спасителю и Пречистой Его Матери. В благочестивых семействах и в наше время можно видеть икону Богоматери, называемую «Помощь в родах». На ней Богоматерь изображается стоящей в рост с воздетыми для молитвы руками и с Предвечным Младенцем на лоне. Этот образ напоминает несколько икону «Знамение».
«Богородица Почаевская», Россия, Москва, 1882
Почаевская икона Божией Матери - почитаемая в православной и католической церкви икона Богородицы. Считается верующими чудотворной,
празднование иконе совершается 31 марта, 23 июля и 8 сентября по юлианскому календарю.
Почитаемая чудотворной древняя Почаевская икона хранится в Успенской Почаевской лавре на западе Украины в городе Почаеве Тернопольской области. По преданию, она была подарена инокам дворянкой Анной Гойской, которая в 1559 году получила её в дар от проезжавшего мимо Почаева митрополита Неофита, будущего патриарха Константинопольского.
«Богородица Почаевская» Украина, II половина XIX
«Явление Богородицы на горе Почаев», Россия, конец XIX
«Явление Богородицы на горе Почаев», Россия, II половина XIX
«Явление Богородицы на горе Почаев», Россия, II половина XIX
«Богородица с Младенцем», Украина, конец XVIII
«Богородица Печерская с предстоящими Антонием и Феодосием», Россия, Москва, 1840
Празднование 16 мая - с предстоящими Антонием и Феодосием
«Богородица Печерская с Предстоящими Антонием и Феодосием» Афон, II половина XIX
«Богородица Озерянская», Россия, ІІ половина ХІХ
Празднование 23 апреля (переходящая) и 12 ноября
Недалеко от Харькова, в Преображенском Куряжском монастыре хранился чудотворный образ Божией Матери Озерянской. По преданию, образ был явлен в конце XVI века возле села Озеряны - отсюда и название иконы; впоследствии на этом месте возникла обитель, также получившая название Озерянской.
Рассказывают, что некий украинский крестьянин косил траву и рассек образ Божией Матери косой пополам... Осознав, что его поступок, пусть и не преднамеренный, страшен для него и для окружающих, человек поднял две половины иконы, с благоговением поместил у себя в молитвенном углу, зажег перед нею свечу, а утром обрел икону целой, остался лишь тонкий след от рассечения.
«Богородица Кормилица», Россия, II половина XIX
Празднование 25 января
Икона Божией Матери «Млекопитательница» является одним из лучших образцов византийской школы и имеет богатую историю, связанную с именем святого Саввы Освященного, в Лавре которого близ Иерусалима она первоначально и находилась. Святой основатель Лавры при кончине своей в 532 году предсказал братии, что Лавру посетит соименный ему царственный паломник из Сербии Савва, и повелел передать ему в благословение чудотворную икону. Это и произошло через шесть столетий - в ХIII веке. Святитель Савва Сербский привез образ Божией Матери «Млекопитательница» в Хилендарский монастырь на Святой Горе Афон и поставил ее в церкви при Карейской келлии по правую сторону иконостаса - это обстоятельство невольно обращает на себя внимание, т.к. по правую сторону от Царских врат обыкновенно помещается икона Святой Троицы или Спасителя. Впоследствии церковь была названа Типикарницей, так как там хранился устав святителя Саввы.
Наиболее известные чудотворные списки иконы есть также в России (Москве и Одессе), Греции и на Святой Земле. История появления этих списков в нашей стране связана с именем преподобного Гавриила Афонского.
В главном приделе московского Елоховского Богоявленского собора помещена икона Божией Матери «Млекопитательница» со следующей надписью: «Сия святая икона написана и освящена на Святой Афонской Горе в скиту святого пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память 2-месячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Млекопитательница», принадлежащей вышесказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год».
«Богородица Иверская», Афон, монастырь Святого Пантелеймона, 1879
Празднование 18 апреля (переходящая), 26 октября, 25 февраля, 6 мая
Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы. Великая святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами.
Икона «Богородица Смоленская» Россия, Калуга, 1802-1809 гг
Празднование 28 июля / 10 августа
"Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и Заступница вечная." Свт. Григорий Палама
https://pravoslavie.ru/1909.html «Богородица Смоленская», Россия, Москва, 1867
«Богородица Семистрельная», Украина, Галичина, конец XVIII в.
Семистре́льная ико́на Бо́жией Ма́тери - почитаемая в Православной церкви икона Богородицы. Празднование иконе совершается 13 (26) августа.
Первообраз иконы происходит из Тошенской Иоанно-Богословской церкви в окрестностях Вологды на берегу реки Тошни. По преданию, икона была обретена крестьянином Кадниковского уезда, который нашёл её на колокольне церкви, где по ней ходили, принимая за доску. Особенно икона прославилась в 1830 году, когда в Вологде свирепствовала холера. После 1917 года икона исчезла из Иоанно-Богословской церкви.
В настоящее время икона находится в Свято-Лазаревской церкви в Вологде. В этом храме икона стала находиться с 1945 года, после Великой Отечественной войны.
Икона имеет древнее происхождение (в изданиях XIX века указывается, что ей не менее 500 лет). Образ был написан на холсте, наклеенном на доску, что позволяет датировать его XVIII веком (возможно, он был сделан с неизвестного образа XVII века). Богородица изображена пронзённой семью стрелами.
Иконография сходна с иконой Богородицы «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение», которая имеет свои особенности - по три меча (стрелы) располагаются слева и справа от Богородицы и один снизу. Обе иконы в настоящее время считаются разновидностями одного иконографического типа.
Верующие просят перед образом о примирении враждующих и избавления от жестокосердия.
«Богородица, освещённая солнцем», Россия, Москва, 1841
Икона Богородицы «Достойно Есть» («Милующая»), Афон, монастырь Святого Пантелеймона, конец XIX
Празднование 24 июня
Икона Божией Матери «Достойно есть» (греч. Ἄξιον Ἐστί, Аксион эстин) находится на горнем месте алтаря соборного храма Карейской обители на Афоне. Время ее явления определяется 980 годом, прославления - 1864 годом.
В один из воскресных дней живший неподалеку от Кареи старец ушел в обитель на всенощное бдение. В келлии остался послушник. При наступлении ночи к нему постучался неизвестный инок. Во время всенощной, когда нужно было петь «Честнейшую Херувим...», оба встали перед иконой Божией Матери, называвшейся «Милующей», и гость заметил, что у них сначала поют «Достойно есть, яко воистинну, блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего...».
Во время пения этой неслыханной доселе песни икона Богоматери сияла небесным светом, а послушник плакал от умиления. По его просьбе эта дивная песнь, за неимением бумаги, была записана на камне, размягчившемся как воск под рукой чудного певца. Назвав себя Гавриилом, странник стал невидим.
Икона Божией Матери, перед которой впервые была воспета песнь «Достойно есть», была перенесена в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы Кареи (административного центра Афона). Плита с начертанной на ней Архангелом Гавриилом песнью была перенесена в Константинополь во время патриаршества святителя Николая Хрисоверга († 995, память 16 декабря).
Многочисленные списки с иконы «Достойно есть» («Милующая») свято почитаются в русских храмах. В Галерной гавани Петербурга в честь Милующей Богоматери был воздвигнут пятикупольный храм, в котором поставили присланную с Афона благодатную икону «Милующая». Данный список иконы находится сейчас в Смоленской церкви в Санкт-Петербурге.
Икона Богоматери "Ахтырская". Мстёра, вторая половина XIXв.
Празднование 15 июля
Пред этой иконой молятся о благополучном замужестве дочерей, она также считается покровительницей детей.
Икона Богоматери "Троеручица". Палех, вторая половина XIXв.
Празднование 25 июля и 11 июля
В VIII веке, во время иконоборчества, за ревностное почитание святых икон преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 780; память 4 декабря) был оклеветан императором Львом III Исавром (717-740) перед Дамасским калифом в государственной измене. Калиф приказал отсечь кисть руки преподобного и повесить ее на рынке. К вечеру святой Иоанн, испросив у калифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Преподобный просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы он задремал и увидел во сне, что Пречистая обращается к нему, обещая скорое исцеление. При этом Матерь Божия повелела ему без лени трудиться этой рукой. Пробудившись от сна, преподобный Иоанн увидел, что рука невредима. В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название "Троеручица". По преданию, преподобный Иоанн написал благодарственную песнь Матери Божией "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь", которая является задостойником в литургии святого Василия Великого.
Икона Богоматери "Умягчение злых сердец" в серебряном окладе. Москва, 1885 г.
Празднование 11 июня (переходящая)
Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец» называют еще «Симеоново проречение». Как повествует святой евангелист Лука, праведному старцу Симеону Богоприимцу «...было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк.2:26). И вот когда родители на сороковой день после рождения Младенца принесли Его в храм, пришел туда «по вдохновению» и Симеон, взял Младенца на руки (откуда и появилось название «Богоприимец») и произнес знаменитые слова, которыми с тех пор завершается каждая служба вечерни и известные как Молитва святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром...» (Лк.2:29) Затем он благословил святого Иосифа и Пречистую Матерь Спасителя и обратился к Марии с тем самым Симеоновым проречением: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец» (Лк.2:34-35). Подобно тому, как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой Девы поразит некое «оружие» печали и сердечной боли, когда увидит Она страдания Сына Своего; после же откроются скрытые помышления людей, которым предстоит сделать выбор: с Христом они или против Него. Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом нескольких «символических» икон Богородицы.
Обычно на иконе изображается Божия Матерь, сердце Которой пронизывают семь мечей - по три справа и слева и один снизу. Число «семь» в Священном Писании означает «полноту» чего-либо, в данном случае - полноту всего того горя, «печали и болезни сердечной», которые перенесла Пресвятая Дева в Ее земной жизни.
Похожее изображение имеет еще «Семистрельная» икона Божией Матери. Разница только в том, что мечи, пронзившие сердце Богоматери, расположены на ней несколько иначе - три с одной и четыре с другой стороны. Празднование этой иконе совершается 13-го августа, в то время, как празднование иконе «Умягчение злых сердец» приходится в Неделю Всех святых.
Все верующие, прибегающие к чудотворным иконам с верой и молитвою чувствуют, что при умягчении сердца облегчаются душевные и телесные страдания, они сознают, что когда молятся перед этими образами за врагов своих, тогда исчезают их враждебные чувства, уступая место доброте и милосердию.
Икона Богоматери "Умягчение злых сердец" в серебряном окладе. Москва, 1885 г.
«Покрова Пресвятой Богородицы», Россия, II половина XIX
«Покрова Пресвятой Богородицы», Россия, II половина XIX
«Покров Пресвятой Богородицы» Киево Печерская Лавра, 1901
«Животворный источник Пресвятой Богородицы»
https://www.liveinternet.ru/users/4386710/post496744805/