Богородица слёзы приемлет Наших душ, покаяньем омытых...

Dec 02, 2022 22:45


- Непорочная дева, Ты меня награди,
Чтоб за правое дело Орден был на груди!
- Орденами не в силе Грудь украсить твою,
Но спасенье России Я тебе подарю!

((Николай Глазков "Разговор бойца с богородицей")

АукционноАнтикварные российские иконы 18-20 веков.


Икона Богоматери "Утоление от грома" в серебряном окладе. Москва, XIХ в.

Образ Божьей Матери - один из самых почитаемых в христианстве. В частности, в православии ее ставят превыше ангелов и святых угодников. Царица Небесная - самая совершенная женщина со времен сотворения мира. Считается, что Богородица сама выбрала Русь и взяла ее под покровительство. Она всемерно защищает нашу землю и всех живущих на ней. И неудивительно, что на Руси испокон веков было множество храмов, посвященных Приснодеве, а ее иконы зачастую становились чудотворными.



«Богородица Казанская» Россия, Москва, конец ХIХ

Великой Божьей Матери иконе
С Спасителем младенцем на руках,
На пепелище посланной Матроне,
Дано спасать святую Русь в веках.

От польских ворогов оборонила
Пожарским с Мининым она Москву.
В те дни Россия волю сохранила,
Не дала русским людям впасть в тоску.



Целительницей и баб заступницей
Иконе быть Казанской суждено,
России от врагов хранительницей
В иконе Божьей силой рождено.

Не сберегла святая Русь икону,-
Из смуты в смуту стала попадать.
Не следующий Божьему Закону
Народ российский начал пропадать…

Чтобы вернуть народам русским корни
И веру нашим людям обрести:
Вернулась к нам из Ватиканской створни,
Чтобы Россию снова окрестить.
© Copyright: Михаил Чикин, 2006



«Казанская Богородица» Россия, Москва, 1908 - 1913


Икона Богоматери «Всех скорбящих Радость». Центральная Россия, вторая половина XIXв.
Богородица слёзы приемлет Наших душ, покаяньем омытых. Нам, нечистым, Пречистая внемлет И читает, как в книгах раскрытых, Все слова, что ещё не сказали Искажённые плачем уста.

А у ног Её ангелы пали, Воспевая.… Я тоже! Я та - Недостойная - что пред иконой Припадая кричит: «Принеси К Бога-Сына небесному трону Ты „Помилуй“ моё и „Спаси!“.

На защиту Твою уповаю, Всеблагого Пречистая Мать И на милость надеюсь, ведь знаю - ОН не может Тебе отказать... (Ксения Осенняя К Богородице)


«Богородица Всех скорбящих Радость», Россия, XIX

«Всех скорбя́щих Ра́дость», «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице…», «Всем скорбящим радость» - наименование иконы Богородицы, почитаемой в Русской православной церкви чудотворной. Известна в различных списках. На иконе изображена Богоматерь в сиянии мандорлы, окружённая людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающими благодеяния от её имени.

Согласно преданию, образ впервые был прославлен в 1688 году в Москве в церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Преображения) на Большой Ордынке, где, как считается, и хранится ныне (в честь иконы освящён северный придел храма). Празднование иконы совершается 24 октября (по новому стилю, в XX и XXI веках - 6 ноября). Некоторые списки с неё имеют свои дни празднования.



Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих радость», Россия, середина XIX


«Богородица Казанская», Москва, 1855

Наиболее чтимым образом Богоматери в России является Казанская икона Божией Матери. Её история полна чудес, продолжает она творить чудеса и в наше время.

Дни празднования: 21 июля и 4 ноября

здесь подробно...https://omolitvah.ru/ikony/kazanskaya-ikona-bozhiey-materi/



«Богородица Казанская», Россия, Москва, 1838


«Богородица Казанская»


«Богородица Казанская» Россия, Калуга, 1789


«Казанская Богородица», Москва, ХVІІІ в


Икона «Богородица Казанская»


Икона «Богородица Казанская» Россия, Санкт Петербург, 1785


Казанская икона Божией Матери, Москва, І четверть ХХ


Казанская икона Божией Матери, Москва, 1866


«Богородица Казанская», Москва, 1854


Тихвинская икона Божией Матери, Россия, Кострома, конец XIX

Предания приписывают создание этой иконы евангелисту Луке. Он, вдохновляемый Господом, написал образ Приснодевы с натуры еще при ее жизни. Царица Небесная залюбовалась этим шедевром, благословила его и наделила властью творить чудеса. Этот иконописный тип получил название Одигитрия, в переводе с греческого - «Путеводительница».
Как гласят предания, самая первая икона этого типа (та самая, от Луки), была перевезена в Константинополь примерно в V веке. По некоторым данным, евангелист-иконописец подарил этот образ Феофилу Антиохийскому, своему ученику и последователю. Таким образом икона несколько столетий радовала прихожан в Иерусалиме и лишь потом попала в Византию.

День празднования Тихвинской иконы приходится на 9 июля. Это день памяти явления святого образа рыбакам на Ладожском озере - они узрели светлый лик, несомый ангелами еще до появления иконы в Тихвине. К этому дню приурочили и возвращение чудотворного образа из Чикаго в Тихвин.



Икона Богоматери "Знамение" Курская Коренная в серебряном окладе, украшенном полихромными эмалями. Дерево, левкас

Дни празднования

8 марта (21 марта) - в память невредимости иконы от злоумышленников, пытавшихся взорвать икону в Знаменском соборе Курска в 1898 году,
9-я пятница по Пасхе - ежегодный крестный ход с иконой из Курского Знаменского монастыря в Коренную пустынь,
8 сентября (21 сентября) - в память обре́тения иконы в 1295 году в день Рождества Пресвятой Богородицы,
27 ноября (10 декабря) - праздник иконы Божией Матери «Знамение».

Кур­ская ико­на «Зна­ме­ние» Бо­жи­ей Ма­те­ри - од­на из древ­ней­ших икон Рус­ской Церк­ви. В ХIII ве­ке, во вре­мя та­тар­ско­го на­ше­ствия, ко­гда все Рус­ское го­су­дар­ство ис­пы­ты­ва­ло ве­ли­чай­шее бед­ствие, го­род Курск, ра­зо­рен­ный пол­чи­ща­ми Ба­тыя, при­шел в за­пу­сте­ние. Од­на­жды в окрест­но­стях го­ро­да один охот­ник за­ме­тил ле­жав­шую у кор­ней де­ре­ва ико­ну, об­ра­щен­ную ли­ком к зем­ле. Охот­ник под­нял ее и уви­дел, что изо­бра­же­ние ико­ны по­доб­но иконе «Зна­ме­ние» Нов­го­род­ской. Од­новре­мен­но с яв­ле­ни­ем этой ико­ны со­вер­ши­лось и пер­вое чу­до. Как толь­ко охот­ник под­нял свя­тую ико­ну с зем­ли, тот­час на ме­сте, где ле­жа­ла ико­на, с си­лой за­бил ис­точ­ник чи­стой во­ды. Это про­изо­шло 8 сен­тяб­ря 1295 го­да. Охот­ник не ре­шил­ся оста­вить ико­ну в ле­су и, по­стро­ив на ме­сте об­ре­те­ния неболь­шую де­ре­вян­ную ча­сов­ню, по­ста­вил в ней но­во­яв­лен­ный об­раз Бо­го­ма­те­ри.

Вско­ре об этом узна­ли жи­те­ли го­ро­да Рыль­ска, рас­по­ло­жен­но­го непо­да­ле­ку, и ста­ли по­се­щать ме­сто яв­ле­ния для по­кло­не­ния но­вой свя­тыне.

Ико­ну пе­ре­нес­ли в Рыльск и по­ста­ви­ли в но­вом хра­ме в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Но ико­на про­бы­ла там недол­го, чу­дес­ным об­ра­зом она ис­чез­ла и воз­вра­ти­лась на ме­сто сво­е­го яв­ле­ния. Жи­те­ли Рыль­ска неод­но­крат­но бра­ли ее и от­но­си­ли в го­род, но ико­на непо­сти­жи­мым об­ра­зом воз­вра­ща­лась на преж­нее ме­сто. То­гда все по­ня­ли, что Бо­го­ма­терь бла­го­во­лит к ме­сту яв­ле­ния Сво­е­го об­ра­за.

Еже­год­но в пят­ни­цу де­вя­той неде­ли по­сле Пас­хи ико­на «Зна­ме­ние» тор­же­ствен­но с крест­ным хо­дом пе­ре­но­си­лась из кур­ско­го Зна­мен­ско­го со­бо­ра на ме­сто ее яв­ле­ния в Ко­рен­ную пу­стынь, где она и оста­ва­лась до 12 сен­тяб­ря, а за­тем сно­ва тор­же­ствен­но воз­вра­ща­лась в Курск. Этот крест­ный ход был уста­нов­лен в 1618 го­ду в па­мять пе­ре­не­се­ния ико­ны из Моск­вы в Курск и в вос­по­ми­на­ние ее пер­во­на­чаль­но­го яв­ле­ния.

Осо­бая по­мощь Бо­жи­ей Ма­те­ри через эту ико­ну свя­за­на с важ­ны­ми со­бы­ти­я­ми в ис­то­рии Рос­сии: осво­бо­ди­тель­ной вой­ной рус­ско­го на­ро­да во вре­мя поль­ско-ли­тов­ско­го на­ше­ствия 1612 го­да и Оте­че­ствен­ной вой­ной 1812 го­да.



«Богородица Ильинская Черниговская» Около 1706 года. Чернигов

Празднование 29 апреля

Ильинско-Черниговская икона Божией Матери была написана в 1658 году иконописцем Григорием Константиновичем Дубенским, в монашестве Геннадием. История создания иконы и чудеса от иконы описаны свидетелем событий святителем Димитрием, митрополитом Ростовским, в сочинениях «Чуда Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии» и «Руно орошенное». О некоторых чудесах упоминает также святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский, в стихотворном сочинении «Богородице Дево».

В 1662 г. от Ильинской Черниговской иконы произошло чудо истечения слез, длившееся с 16 по 24 апреля, в связи с этим иконе установили день празднования. В том же году на Чернигов напали татары, разорили город и окрестности, в том числе и Троице-Ильинский монастырь, однако, как свидетельствует святитель Димитрий Ростовский, икона и ее драгоценный оклад остались невредимыми. Спаслась и укрывавшаяся в подземных пещерах братия.
https://azbyka.ru/days/ikona-ilinskaja-chernigovskaja



«Богородица «Нечаянная Радость»

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» - почитаемая чудотворной в Русской православной церкви икона Богородицы.

Празднование совершается (по юлианскому календарю): 1 мая и 9 декабря.

Иконография образа возникла под влиянием рассказа о чудесном видении грешника, описанном Димитрием Ростовским в сочинении «Руно орошенное» (1683)[1]. История, записанная святителем, рассказывает, что некий человек имел обычай каждый день молиться перед иконой Богородицы, а потом идти на замышленное им злое дело. Но однажды во время молитвы он «видит образ движущимся и живую Богородицу с Сыном своим. Смотрит, открылись язвы Младенца на руках и ногах, и в боку, и течет из них кровь потоками, как на Кресте». В страхе человек спросил Деву Марию о язвах и ранах Богомладенца и получил ответ, что грешники вновь и вновь распинают Иисуса Христа и заставляют её скорбеть от их дел. Грешник настойчиво просил Богородицу помиловать его и помолиться об этом Её Сыну. Богоматерь согласилась, но трижды Иисус отвергал её моление о прощении грешника.

Тогда Мать посадила Сына и хотела к Его ногам припасть, но Сын возопил: «Что хочешь сотворить, о Матерь?» - «Буду, - говорит, - лежать у ног Твоих с этим грешником, доколе не простишь ему грехи».
Тогда сказал Сын: «Закон повелевает, чтобы Сын чтил Мать, правда же хочет, чтобы Законодавец Сам был исполнителем закона. Я Сын Твой, Ты же Мать Моя, и Я должен Тебя чтить, слушая Твои моления. Да будет, как хочешь: ныне прощаются грехи ему Тебя ради. В знамение же прощения пусть лобызает язвы Мои».

Поцеловав язвы Богомладенца, грешник пришёл в чувство, и видение исчезло. После этого он исправил свою жизнь. Прощение грехов стало для него «нечаянной радостью» и дало название появившейся на основе этой истории иконографии Богоматери.



«Богородица Козельщанская»

Козельщанская икона Божией Матери - икона Богородицы, почитаемая в Русской православной церкви чудотворной.

Празднование иконе совершается 21 февраля (5 марта) в високосный год, 21 февраля (6 марта) в невисокосные годы.

В 1882 году для иконы была построена церковь. При ней в 1885 году была основана женская община, преобразованная 17 февраля (1 марта) 1891 года в Козельщанский Рождества Богородицы монастырь. Икона хранилась в монастыре до его закрытия в 1929 году. Затем икону прятали монахини. 23 февраля 1993 года икона вернулась во вновь открытый Козельщанский монастырь.



Икона Богоматери "Помощница в родах" в серебряном окладе. Сантк-Петербург, вторая четверть XIXв.

С неза­па­мят­ных вре­мен в ми­ну­ты же­сто­чай­ших стра­да­ний при рож­де­нии де­тей, ко­гда смерть так близ­ка, жен­щи­ны при­бе­га­ют с осо­бен­но го­ря­чей мо­лит­вой к Спа­си­те­лю и Пре­чи­стой Его Ма­те­ри. В бла­го­че­сти­вых се­мей­ствах и в на­ше вре­мя мож­но ви­деть ико­ну Бо­го­ма­те­ри, на­зы­ва­е­мую «По­мощь в ро­дах». На ней Бо­го­ма­терь изо­бра­жа­ет­ся сто­я­щей в рост с воз­де­ты­ми для мо­лит­вы ру­ка­ми и с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на лоне. Этот об­раз на­по­ми­на­ет несколь­ко ико­ну «Зна­ме­ние».



«Богородица Почаевская», Россия, Москва, 1882

Почаевская икона Божией Матери - почитаемая в православной и католической церкви икона Богородицы. Считается верующими чудотворной,

празднование иконе совершается 31 марта, 23 июля и 8 сентября по юлианскому календарю.

Почитаемая чудотворной древняя Почаевская икона хранится в Успенской Почаевской лавре на западе Украины в городе Почаеве Тернопольской области. По преданию, она была подарена инокам дворянкой Анной Гойской, которая в 1559 году получила её в дар от проезжавшего мимо Почаева митрополита Неофита, будущего патриарха Константинопольского.



«Богородица Почаевская» Украина, II половина XIX


«Явление Богородицы на горе Почаев», Россия, конец XIX


«Явление Богородицы на горе Почаев», Россия, II половина XIX


«Явление Богородицы на горе Почаев», Россия, II половина XIX


«Богородица с Младенцем», Украина, конец XVIII


«Богородица Печерская с предстоящими Антонием и Феодосием», Россия, Москва, 1840

Празднование 16 мая - с предстоящими Антонием и Феодосием



«Богородица Печерская с Предстоящими Антонием и Феодосием» Афон, II половина XIX


«Богородица Озерянская», Россия, ІІ половина ХІХ

Празднование 23 апреля (переходящая) и 12 ноября

Неда­ле­ко от Харь­ко­ва, в Пре­об­ра­жен­ском Ку­ряж­ском мо­на­сты­ре хра­нил­ся чу­до­твор­ный об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри Озе­рян­ской. По пре­да­нию, об­раз был яв­лен в кон­це XVI ве­ка воз­ле се­ла Озе­ря­ны - от­сю­да и на­зва­ние ико­ны; впо­след­ствии на этом ме­сте воз­ник­ла оби­тель, так­же по­лу­чив­шая на­зва­ние Озе­рян­ской.

Рас­ска­зы­ва­ют, что некий укра­ин­ский кре­стья­нин ко­сил тра­ву и рас­сек об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри ко­сой по­по­лам... Осо­знав, что его по­сту­пок, пусть и не пред­на­ме­рен­ный, стра­шен для него и для окру­жа­ю­щих, че­ло­век под­нял две по­ло­ви­ны ико­ны, с бла­го­го­ве­ни­ем по­ме­стил у се­бя в мо­лит­вен­ном уг­лу, за­жег пе­ред нею све­чу, а утром об­рел ико­ну це­лой, остал­ся лишь тон­кий след от рас­се­че­ния.



«Богородица Кормилица», Россия, II половина XIX

Празднование 25 января

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца» яв­ля­ет­ся од­ним из луч­ших об­раз­цов ви­зан­тий­ской шко­лы и име­ет бо­га­тую ис­то­рию, свя­зан­ную с име­нем свя­то­го Сав­вы Освя­щен­но­го, в Лав­ре ко­то­ро­го близ Иеру­са­ли­ма она пер­во­на­чаль­но и на­хо­ди­лась. Свя­той ос­но­ва­тель Лав­ры при кон­чине сво­ей в 532 го­ду пред­ска­зал бра­тии, что Лав­ру по­се­тит со­имен­ный ему цар­ствен­ный па­лом­ник из Сер­бии Сав­ва, и по­ве­лел пе­ре­дать ему в бла­го­сло­ве­ние чу­до­твор­ную ико­ну. Это и про­изо­шло через шесть сто­ле­тий - в ХIII ве­ке. Свя­ти­тель Сав­ва Серб­ский при­вез об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца» в Хи­лен­дар­ский мо­на­стырь на Свя­той Го­ре Афон и по­ста­вил ее в церк­ви при Ка­рей­ской кел­лии по пра­вую сто­ро­ну ико­но­ста­са - это об­сто­я­тель­ство неволь­но об­ра­ща­ет на се­бя вни­ма­ние, т.к. по пра­вую сто­ро­ну от Цар­ских врат обык­но­вен­но по­ме­ща­ет­ся ико­на Свя­той Тро­и­цы или Спа­си­те­ля. Впо­след­ствии цер­ковь бы­ла на­зва­на Ти­пи­кар­ни­цей, так как там хра­нил­ся устав свя­ти­те­ля Сав­вы.

Наи­бо­лее из­вест­ные чу­до­твор­ные спис­ки ико­ны есть так­же в Рос­сии (Москве и Одес­се), Гре­ции и на Свя­той Зем­ле. Ис­то­рия по­яв­ле­ния этих спис­ков в на­шей стране свя­за­на с име­нем пре­по­доб­но­го Гав­ри­и­ла Афон­ско­го.

В глав­ном при­де­ле мос­ков­ско­го Ело­хов­ско­го Бо­го­яв­лен­ско­го со­бо­ра по­ме­ще­на ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца» со сле­ду­ю­щей над­пи­сью: «Сия свя­тая ико­на на­пи­са­на и освя­ще­на на Свя­той Афон­ской Го­ре в ски­ту свя­то­го про­ро­ка Илии и по­сы­ла­ет­ся в дар и бла­го­сло­ве­ние в цар­ству­ю­щий град Моск­ву в храм Бо­го­яв­ле­ния, что на Ело­хо­вом по­ле. В неза­бвен­ную па­мять 2-ме­сяч­но­го пре­бы­ва­ния в оном хра­ме чу­до­твор­но­го об­ра­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца», при­над­ле­жа­щей вы­ше­ска­зан­но­му ски­ту в быт­ность на­сто­я­те­ля ар­хи­манд­ри­та Гав­ри­и­ла. 1894 год».



«Богородица Иверская», Афон, монастырь Святого Пантелеймона, 1879

Празднование 18 апреля (переходящая), 26 октября, 25 февраля, 6 мая

Ивер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­хо­дя­ща­я­ся на Афоне, про­сла­ви­лась мно­ги­ми чу­де­са­ми. Слух о чу­до­твор­ном об­ра­зе через па­лом­ни­ков рас­про­стра­нил­ся по Рос­сии. Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ни­кон (то­гда еще Но­воспас­ский ар­хи­манд­рит) об­ра­тил­ся к ар­хи­манд­ри­ту Ивер­ско­го Афон­ско­го мо­на­сты­ря Па­хо­мию (ко­то­рый при­был в Моск­ву за ми­ло­сты­ней для афон­ских оби­те­лей) с прось­бой при­слать спи­сок с чу­до­твор­ной Ивер­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Афон­ский инок Иам­влих на­пи­сал ко­пию с Ивер­ско­го об­ра­за, и через год ико­на, в со­про­вож­де­нии афон­ских мо­на­хов, при­бы­ла в Моск­ву. 13 ок­тяб­ря 1648 го­да она бы­ла тор­же­ствен­но встре­че­на жи­те­ля­ми сто­ли­цы. Ве­ли­кая свя­ты­ня Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Мос­ков­ская Ивер­ская ико­на про­слав­ле­на от Гос­по­да мно­ги­ми чу­де­са­ми.



Икона «Богородица Смоленская» Россия, Калуга, 1802-1809 гг

Празднование 28 июля / 10 августа

"Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и Заступница вечная." Свт. Григорий Палама

https://pravoslavie.ru/1909.html



«Богородица Смоленская», Россия, Москва, 1867


«Богородица Семистрельная», Украина, Галичина, конец XVIII в.

Семистре́льная ико́на Бо́жией Ма́тери - почитаемая в Православной церкви икона Богородицы. Празднование иконе совершается 13 (26) августа.

Первообраз иконы происходит из Тошенской Иоанно-Богословской церкви в окрестностях Вологды на берегу реки Тошни. По преданию, икона была обретена крестьянином Кадниковского уезда, который нашёл её на колокольне церкви, где по ней ходили, принимая за доску. Особенно икона прославилась в 1830 году, когда в Вологде свирепствовала холера. После 1917 года икона исчезла из Иоанно-Богословской церкви.

В настоящее время икона находится в Свято-Лазаревской церкви в Вологде. В этом храме икона стала находиться с 1945 года, после Великой Отечественной войны.

Икона имеет древнее происхождение (в изданиях XIX века указывается, что ей не менее 500 лет). Образ был написан на холсте, наклеенном на доску, что позволяет датировать его XVIII веком (возможно, он был сделан с неизвестного образа XVII века). Богородица изображена пронзённой семью стрелами.

Иконография сходна с иконой Богородицы «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение», которая имеет свои особенности - по три меча (стрелы) располагаются слева и справа от Богородицы и один снизу. Обе иконы в настоящее время считаются разновидностями одного иконографического типа.

Верующие просят перед образом о примирении враждующих и избавления от жестокосердия.



«Богородица, освещённая солнцем», Россия, Москва, 1841


Икона Богородицы «Достойно Есть» («Милующая»), Афон, монастырь Святого Пантелеймона, конец XIX

Празднование 24 июня

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «До­стой­но есть» (греч. Ἄξιον Ἐστί, Аксион эстин) на­хо­дит­ся на гор­нем ме­сте ал­та­ря со­бор­но­го хра­ма Ка­рей­ской оби­те­ли на Афоне. Вре­мя ее яв­ле­ния опре­де­ля­ет­ся 980 го­дом, про­слав­ле­ния - 1864 го­дом.

В один из вос­крес­ных дней жив­ший непо­да­ле­ку от Ка­реи ста­рец ушел в оби­тель на все­нощ­ное бде­ние. В кел­лии остал­ся по­слуш­ник. При на­ступ­ле­нии но­чи к нему по­сту­чал­ся неиз­вест­ный инок. Во вре­мя все­нощ­ной, ко­гда нуж­но бы­ло петь «Чест­ней­шую Хе­ру­вим...», оба вста­ли пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­зы­вав­шей­ся «Ми­лу­ю­щей», и гость за­ме­тил, что у них сна­ча­ла по­ют «До­стой­но есть, яко во­ис­тин­ну, бла­жи­ти Тя Бо­го­ро­ди­цу, Прис­нобла­жен­ную и Пре­не­по­роч­ную и Ма­терь Бо­га на­ше­го...».
Во вре­мя пе­ния этой неслы­хан­ной до­се­ле пес­ни ико­на Бо­го­ма­те­ри си­я­ла небес­ным све­том, а по­слуш­ник пла­кал от уми­ле­ния. По его прось­бе эта див­ная песнь, за неиме­ни­ем бу­ма­ги, бы­ла за­пи­са­на на камне, раз­мяг­чив­шем­ся как воск под ру­кой чуд­но­го пев­ца. На­звав се­бя Гав­ри­и­лом, стран­ник стал неви­дим.
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, пе­ред ко­то­рой впер­вые бы­ла вос­пе­та песнь «До­стой­но есть», бы­ла пе­ре­не­се­на в со­бор­ный храм Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Ка­реи (адми­ни­стра­тив­но­го цен­тра Афо­на). Пли­та с на­чер­тан­ной на ней Ар­хан­ге­лом Гав­ри­и­лом пес­нью бы­ла пе­ре­не­се­на в Кон­стан­ти­но­поль во вре­мя пат­ри­ар­ше­ства свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Хри­со­вер­га († 995, па­мять 16 де­каб­ря).
Мно­го­чис­лен­ные спис­ки с ико­ны «До­стой­но есть» («Ми­лу­ю­щая») свя­то по­чи­та­ют­ся в рус­ских хра­мах. В Га­лер­ной га­ва­ни Пе­тер­бур­га в честь Ми­лу­ю­щей Бо­го­ма­те­ри был воз­двиг­нут пя­ти­ку­поль­ный храм, в ко­то­ром по­ста­ви­ли при­слан­ную с Афо­на бла­го­дат­ную ико­ну «Ми­лу­ю­щая». Данный список иконы находится сейчас в Смоленской церкви в Санкт-Петербурге.



Икона Богоматери "Ахтырская". Мстёра, вторая половина XIXв.

Празднование 15 июля

Пред этой иконой молятся о благополучном замужестве дочерей, она также считается покровительницей детей.



Икона Богоматери "Троеручица". Палех, вторая половина XIXв.

Празднование 25 июля и 11 июля

В VIII веке, во время иконоборчества, за ревностное почитание святых икон преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 780; память 4 декабря) был оклеветан императором Львом III Исавром (717-740) перед Дамасским калифом в государственной измене. Калиф приказал отсечь кисть руки преподобного и повесить ее на рынке. К вечеру святой Иоанн, испросив у калифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Преподобный просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы он задремал и увидел во сне, что Пречистая обращается к нему, обещая скорое исцеление. При этом Матерь Божия повелела ему без лени трудиться этой рукой. Пробудившись от сна, преподобный Иоанн увидел, что рука невредима. В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название "Троеручица". По преданию, преподобный Иоанн написал благодарственную песнь Матери Божией "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь", которая является задостойником в литургии святого Василия Великого.



Икона Богоматери "Умягчение злых сердец" в серебряном окладе. Москва, 1885 г.

Празднование 11 июня (переходящая)

Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец» называют еще «Симеоново проречение». Как повествует святой евангелист Лука, праведному старцу Симеону Богоприимцу «...было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк.2:26). И вот когда родители на сороковой день после рождения Младенца принесли Его в храм, пришел туда «по вдохновению» и Симеон, взял Младенца на руки (откуда и появилось название «Богоприимец») и произнес знаменитые слова, которыми с тех пор завершается каждая служба вечерни и известные как Молитва святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром...» (Лк.2:29) Затем он благословил святого Иосифа и Пречистую Матерь Спасителя и обратился к Марии с тем самым Симеоновым проречением: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец» (Лк.2:34-35). Подобно тому, как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой Девы поразит некое «оружие» печали и сердечной боли, когда увидит Она страдания Сына Своего; после же откроются скрытые помышления людей, которым предстоит сделать выбор: с Христом они или против Него. Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом нескольких «символических» икон Богородицы.

Обычно на иконе изображается Божия Матерь, сердце Которой пронизывают семь мечей - по три справа и слева и один снизу. Число «семь» в Священном Писании означает «полноту» чего-либо, в данном случае - полноту всего того горя, «печали и болезни сердечной», которые перенесла Пресвятая Дева в Ее земной жизни.

Похожее изображение имеет еще «Семистрельная» икона Божией Матери. Разница только в том, что мечи, пронзившие сердце Богоматери, расположены на ней несколько иначе - три с одной и четыре с другой стороны. Празднование этой иконе совершается 13-го августа, в то время, как празднование иконе «Умягчение злых сердец» приходится в Неделю Всех святых.

Все верующие, прибегающие к чудотворным иконам с верой и молитвою чувствуют, что при умягчении сердца облегчаются душевные и телесные страдания, они сознают, что когда молятся перед этими образами за врагов своих, тогда исчезают их враждебные чувства, уступая место доброте и милосердию.



Икона Богоматери "Умягчение злых сердец" в серебряном окладе. Москва, 1885 г.


«Покрова Пресвятой Богородицы», Россия, II половина XIX


«Покрова Пресвятой Богородицы», Россия, II половина XIX


«Покров Пресвятой Богородицы» Киево Печерская Лавра, 1901


«Животворный источник Пресвятой Богородицы»
https://www.liveinternet.ru/users/4386710/post496744805/

Иконы

Previous post Next post
Up