![](http://mohctp.org/pictures/my/monastery/mon_1s.jpg)
![](http://mohctp.org/pictures/my/monastery/mon_2s.jpg)
![](http://mohctp.org/pictures/my/monastery/mon_3s.jpg)
![](http://mohctp.org/pictures/my/monastery/mon_4s.jpg)
![](http://mohctp.org/pictures/my/monastery/mon_5s.jpg)
![](http://mohctp.org/pictures/my/monastery/mon_6s.jpg)
Иноки Михаило-Архангельского мужского монастыря первую страницу своей истории открыли в апреле 1996 года. По просьбе епископа Новосибирского и Бердского Сергия (Соколова, †2000) из Ивановской епархии были направлены два иеромонаха - Серафим (Остроумов) и Артемий (Снигур), для устроения монашеской общины. Место было выбрано в 120 км от Новосибирска в селе Малоирменка (бывшая Шубинка) на родине духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Наума (Байбородина).
В самый канун Пасхи 1996 года, в Великую субботу, грузовик с армейской палаткой и самым необходимым инвентарем, после пятидневного пути от Иванова до Новосибирска, прибыл на место, где промыслом Божиим надлежало быть монашеской общине.
Первая Литургия в походном храме, устроенном из армейской палатки, была отслужена в эту же Пасхальную ночь.
Юная община начала свою жизнь. Сельчане, заметив по соседству людей непривычного уклада жизни, стали присматриваться, а потом и потянулись к монахам. Очень скоро во всех близлежащих селах крещены были все дети и некрещеные взрослые Жители села начали отпевать своих усопших родственников. Многие стали осознавать необходимость возрождения бывшего когда-то в селе храма в честь Архистратига Божия Михаила. Старожилы вспоминали, что Михайлов день в ноябре был главным праздником села.
С помощью местных жителей был найден фундамент разрушенного храма, а дети помогли раскопать его. Началось строительство храма. Продуктами питания строителей обеспечивали благодарные жители села, рабочую одежду выделил начальник Шиловского полигона полковник Артемьев Сергей Геннадьевич, ставший впоследствии добрым другом обители. Начальник Ордынского ДРСУ Петр Яковлевич Кудрявцев помог привезти щебень, цемент, местные фермеры - песок, и работа закипела. Первые 10-12 братьев трудились с большой ревностью. Все работы совершались вручную - с раннего утра до заката солнца. Стены лили из бетона, который тут же на месте готовили лопатами вручную, а затем ведрами подавали наверх.
Через два месяца стены были готовы, приступили к кровле. Учиться строить приходилось во время работы. Все работы по организации и строительству принял на себя отец Артемий, впоследствии ставший наместником монастыря, а духовные заботы были возложены на отца Серафима, нынешнего духовника обители.
Внутри строящегося храма стояла та самая армейская палатка, в которой была отслужена первая Пасхальная служба. В палатке по воскресным дням совершалась Литургия, а в будни постоянно читался Псалтирь. С Божией помощью к зиме храм построили и даже смонтировали отопление.
Стал вопрос об устроении монашеского общежития. Для жилья был отремонтирован старый деревянный магазин, срублена баня, построен хлев для скота, посажен картофель. Большинство братьев были городскими жителями, поэтому всем, несмотря на возраст, приходилось учиться.
19 июля 1997 года по представлению епископа Сергия Священный Синод утвердил открытие МихаилоАрхангельской мужской обители в селе Малоирменка. Наместником был назначен иеромонах Артемий (Снигур) (ныне игумен).
Молодая обитель начала активно участвовать в жизни Новосибирской епархии. В соседнем селе Козиха ей передали гараж для сельхозтехники, построенный на месте разрушенного храма (так же во имя Архистратига Божия Михаила). Этот гараж за год был перестроен в монашеский корпус с внутренним храмом. Большой труд здесь понесли сестры будущей женской обители под руководством монахини Марии (Серопян), ныне игумений. Средств было очень мало, и стены утепляли саманом, который делали из глины и соломы. Жили в небольшом помещении ранее служившей кочегаркой.
В 1998 году Священный Синод утвердил открытие женского монастыря, и по общему решению его разместили в более устроенном месте - селе Малоирменка, а мужской монастырь был переведен в село Козиха, где наместник и братия монастыря продолжили свою деятельность по восстановлению храмов Ордынского района и духовному окормлению населения. В обитель прибывали новые братья. К 1999 году в ней было около 40 насельников. Испытавшие себя в иноческой жизни приняли монашеские обеты, наиболее ревностных рукоположили во священнический сан.
Постоянным трудом братии обитель постепенно приобретала все более благоустроенный вид. Появились тротуарные дорожки, клумбы с цветами, были посажены деревья. Вечером монастырь освещается тихим светом фонарей.
Перед алтарем был устроен пруд, в котором в летнее время проводят крещение паломников. У северной стены был разбит фруктовый сад.
Братия с Владыкой
Новым этапом в развитии монастыря стало время, когда Новосибирскую кафедру возглавил архиепископ Тихон. Он, по-отечески вникнув в нужды обители, неоднократно выделял средства для благоустройства монастыря.
Доброй традицией стали ежегодные постриги братин, желающих принять иноческий чин, совершаемые самим архипастырем, являющимся саященноархимандритом обители.
Одна из первых святынь монастыря - обновившаяся икона Пресвятой Богородицы "Иверская". Икона находится в киоте перед левым клиросом монастырского храма.
Пожертвована икона была от рабы Божией Евдокии, которая живет в селе Решеты Кочковского района Новосибирской области. Эта икона находилась у нее более 20 лет, а к ней перешла от ее благочестивой родственницы Саломии.
Чтимая обновившаяся Иверская икона Божией Матери
Однажды Саломия зашла к своим знакомым и увидела доску, которую использовали для гнета в бочке с квашеной капустой. Только по шпонкам она поняла, что это икона. Икона была вся потемневшая, и нельзя совершенно было разобрать, кто или что там изображено. Благочестивая женщина выпросила эту доску себе домой, очистила, помыла ее и поставила в красный угол. Через некоторое время начал проступать сначала контур образа, а потом постепенно обновилась вся икона. Без всякого участия реставраторов и художников икона приняла свой первозданный вид, как будто ее совсем недавно написали.
Об этой иконе узнал игумен Филипп (Новиков) - благочинный в то время. В конце 1998 года он вместе с отцом Артемием и монахиней Марией отправился к Евдокии - просить передать икону для Михаило-Архангельского мужского монастыря села Козиха. Евдокия не сразу решилась отдать икону, а разрешила ее взять сначала на 2 недели. По прошествии двух недель - после Рождества Христова, уже в 1999 года икону ей вернули в сопровождении иеромонахов в облачении и с молебным пением. Евдокия умилилась и разрешила забрать икону насовсем. С тех пор каждый день в обители начинается с молебна перед иконой Божией Матери. Перед ней горит неугасимая лампада.
С Пасхи 2004 года эту икону, по просьбе прихожан, привозят в строящийся Троицкий Собор - Новосибирское подворье монастыря. В понедельник вечером ее привозят на вечернюю службу, на которой поется акафист Иверской иконе Матери Божией. Икону торжественно встречает вся братия монастыря и прихожане. На следующий день после крестного хода икону увозят обратно в монастырь. Эта добрая традиция привлекает многих прихожан из соседних приходов.
Икона преподобного Сергия игумена Радонежского
Другим особо почитаемым в монастыре праздником стал день памяти преподобного Сергия игумена Радонежского, честное обретение мощей которого обитель празднует 18 июля (5 июля по старому стилю). Многие братия получили благословение на монашеский путь от святых мощей преподобного в Троице-Сергиевой Лавре. И, наверное, неслучайно день образования монастыря совпал с днем его памяти.
Писаная ростовая икона с мощами святого подвижника Земли Русской является величайшим духовным утешением для братии и всех паломников.
По установившейся традиции в день памяти Преподобного Сергия братия со всех подворий приезжают в монастырь. Икона Преподобного украшается венком из живых цветов и ставится посередине храма. Торжественно поет сводный монастырский хор. На вечерней службе читается и поется акафист Преподобному, а утром после литургии совершается крестный ход с иконой.
На десятилетие обители Высокопреосвященнейший архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон освятил закладку нового храма во имя Святого Духа на территории монастыря. Этот храм будет копией Троицкого храма в Троице-Сергиевой Лавре, где почивают мощи преподобного Сергия.
В монастыре ежедневно совершается полный круг Церковного богослужения. Молитвенное пение монастырской братии привлекает не только жителей села, но и паломников из Новосибирска и его окрестностей. В настоящее время через паломнический отдел Новосибркой епархии налажены постоянные поездки в Козиху. Богомольцы могут помолиться в монастырских стенах, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн. После службы им предлагается скромная монастырская трапеза.
Богослужение в монастыре
С самого начала в монастыре серьезное внимание уделялось духовному воспитанию братии. В монастыре ежедневно совершается богослужение, исполняется монашеское правило. Во время вечернего правила проводится исповедь для насельников монастыря. Прежде всех дел монах должен заниматься молитвой - добродетелью, которая выше всех добродетелей, чтобы посредством ее приблизиться к Богу, как сказал Апостол: "Прилепляяйся Господеви бывает един дух с Господом" (1 Кор. 6,17). А так как молитва заимствует свою силу из всех прочих добродетелей, то монахи прилагают особенное усилие к исполнению евангельских заповедей, прибавляя и те, которые не обязательны для всех христиан.
Это исполнение трех обетов: нестяжания, послушания и безбрачия. Монахи жительством своим стремятся уподобиться жительству на земле Богочеловека: по этой причине святые иноки именуются преподобными.
Большая часть насельников обучается на заочном секторе Томской Духовной Семинарии. В настоящее время более двадцати братии окончили полный курс семинарии и 8 из них являются студентами Московской или Киевской Духовных Академий. Некоторые из них преподают в Новосибирском Свято-Макарьевском Православном Богословском Институте.
Братия теоретически и на практике подготавливаются для совершения богослужения и треб согласно Церковному Уставу.
Монастырь активно занимается духовным окормлением населения. Наши иеромонахи участвуют в епархиальных миссионерских поездках на поезде и на корабле.
Иеромонахи монастыря совершают поездки по селам Новосибирского и Ордынского районов. Во множестве сел, лишенных пока храмов, совершаются Таинства Крещения, Исповеди, Причащения, Соборования.
Монастырь окормляет Шиловский военный гарнизон. Проводятся духовные беседы с личным составом, совершаются церковные Таинства. Во время войны в Чечне в гарнизоне было крещено около 200 воинов, направлявшихся в Чечню для поддержания конституционного порядка.
В самом селе Козиха и на всех подворьях монастыря ведется работа со школьниками. Совместно подготавливаются и проводятся праздники Рождества и Пасхи, Дней Славянской письменности и культуры.
Монастырь стал духовным центром Ордынского района. В нем проводятся совместные встречи духовенства и работников культуры и образования района. Зимой в обители проводились Рождественские чтения, которые посещают многие учителя, директора школ, работники учреждений культуры.
Под руководством иеромонаха Феодора (Малаханова) и регента монастырского хора иеродиакона Ионы (Пластова) дети разучивают церковные песнопения, готовят костюмы, ставят рождественские сценки. В сельский клуб приходят многие односельчане послушать своих детей и выступления монастырского хора. После праздничного выступления всем детям Дед Мороз и Снегурочка дарят подарки и катают на русской тройке.
Монастырь сам обеспечивает себя овощами, фруктами, ягодами.
Напротив монастыря, через дорогу, была восстановлена, а, скорее, заново построена разрушенная ферма. В ней теперь размещается монастырский коровник, конюшня и помещение для кормов. На братской трапезе всегда свои молочные продукты. Еще одним неотъемлемым элементом монашеского стола служит рыба, ее разводят в монастырском пруду. У монастыря есть своя пасека, медом обеспечивается не только монастырь, но и все подворья монастыря на весь год.
Есть в монастыре и художественная мастерская, где монахи пишут иконы, трудятся над изготовлением резного иконостаса. Кроме художественной мастерской в монастыре есть столярная мастерская и слесарная. В столярной мастерской изготавливаются окна, двери, полы для монастырских построек, в слесарной - налажено производство крестов и кованых решеток для храмов, организована ремонтная база для монастырской автотехники и другой техники, имеющейся в монастырском хозяйстве.
Для обеспечения всех строек в селе Кирза было открыто производственное подворье с пилорамой. Братья сами заготавливают строительный лес, вывозят его на пилораму и распускают на доски и брус.
В монастыре много простых ежедневных послушаний, которые не менее важны для жизни монастыря. Это и уборка территории, и ночное дежурство и многое другое.
У монастыря есть подворья:
Приход во имя святого равноапостольного князя Владимира (г. Новосибирск, Филатова, 14).
с. Верх-Ирмень - храм во имя святого пророка Илии.
с. Верх-Чик - церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
с. Новый Шарап - храм в честь Рождества Христова.
с. Красный Яр - храм во имя святого благоверного князя Александра Невского.
с. Петровское - храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.
с. Новошилово - храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».