Зашел сегодня на получившийся очень интересным круглый стол «Демократия, национализм и религия в Центральной и Восточной Европе» в Институте Европы РАН. Там было представлено исследование американского Pew Research Center о связи религии и национальной идентичности в некоторых странах, в том числе православных (
http://assets.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/11/2017/05/10104852/CEUP-Overview-Russian-FOR-WEB.pdf ).
Некоторые данные - очень любопытные. Так, авторитет Московского Патриарха значительно выше, чем авторитет Константинопольского, в Эстонии, Латвии, Армении, Сербии, Боснии, на Украине. В Греции 25% граждан (против 56%) ставят авторитет главы Элладской Церкви выше, чем авторитет Варфоломея I - для данной страны, традиционно считающей Константинополь историческим духовным центром, это очень много (с. 34).
58% жителей востока Украины и даже 27% жителей запада страны считают Россию защитником этнических русских (с. 37). 41% жителей России (против 31%) и 28% жителей Сербии (против 25%) не приемлют демократии и предпочитают другие системы управления (с. 77). Специалистам советую весь текст прочесть - пусть даже краткая версия составляет 51 страницу.
Сказал на круглом столе, что данные опросов еще раз показывают: мы, православные христиане, - такие какие мы есть; мы не склонны отделять религию от государственной и общественной жизни, мы имеем отличную от западной модель политики, экономики, государственного и общественного устройства. Можно спорить, хорошо это или плохо. Но Западу стоит по крайней мере подумать о том, чтобы позитивно воспринять возвращение религии в политику и развитие в мире разнообразия политических моделей - от северокорейской до шариатской.