Не нужно ложных надежд...

Jul 16, 2018 20:17


Прочел принятое Синодом «Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения» (http://www.patriarchia.ru/db/text/5237124.html ). Это, конечно, не «отпевание», как написали некоторые СМИ. Напомню, что на Троицу мы молимся за богослужением о пребывающих в аду - так что молиться за тех, кто не вошел в Царство Небесное, можно.
Но при этом надо твердо понимать, что войти в Царство Небесное некрещеные младенцы не могут. Хотя мы и верим в Божие милосердие к их душам и даже в то, что они не будут страдать, пребывая вне Небесного Царства. Слова «благости Твоея сподоби» из последования предельно корректны. А вот прошение даровать «жизнь будущего века» - нет. Между прочим, «жизнь будущего века» митрополит Иларион отождествляет с Царством Небесным, и это правильно. Не вполне уместна и цитата «таковых есть Царство Небесное» - это сказано Христом о живых детях, а не об умерших, которые на момент Его проповеди все находились в аду.
Вот что говорит учение Церкви о посмертной участи детей, умерших без Крещения:
«Сам Господь в беседе с Никодимом сказал <…>: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3,5). <…> Некрещеные младенцы, как не сподобившиеся такого духовного рождения, по словам Спасителя не могут войти в Царствие Небесное, т. е. в рай. А поскольку Православие, в отличие от католичества, учит только о двух местах, куда может идти душа после смерти - рай и ад (у католиков есть еще и третье место - «чистилище»; но это ложное мнение отвергнуто православием), то если душа умершего некрещеного младенца не попадает в рай, она неминуемо идет в ад. <…>
Обратимся теперь ко второму источнику Божественного Откровения - Св.Преданию. <…> Так, преподобный Макарий Великий говорит об участи некрещеных младенцев следующее: «Зачавшая во чреве жена внутри себя носит младенца своего во тьме, так сказать, и в нечистом месте. <…> Если от какого-либо беспорядка случится младенцу умереть во чреве, то необходимо уже определённым на то врачам прибегнуть к острым орудиям, и тогда младенец переходит от смерти к смерти, ИЗ ТЬМЫ ВО ТЬМУ» (Святой Макарий Великий. Добротолюбие. Избранные поучения. М. 2002, с.45).
Здесь последние, подчеркнутые нами слова («из тьмы во тьму») совершено определено указывают, что душа некрещеного младенца идет во ад. Ибо рай - это место особого присутствия Бога. Но согласно слову Богослова «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин.1,5), нет ее, соответственно, и в раю, она в аду. Туда и идут, согласно вышеприведенным словам преп. Макария души извергнутых из чрева младенцев, идут, понятно, по той причине, что они не крещены.
Cвт. Григорий Богослов также говорит (цитирую здесь со слов о. Андрея Спиридонова), что некрещеные младенцы, по причине факта своей непросвещенности Святым Крещением, хотя и не будут претерпевать вечных мучений и получат некую «ослабу», в Царстве Небесном прославлены все же не будут и лица Божьего не узрят. Подобное же говорится в синаксаре мясопустной субботы (Триодь Постная): «Ведати же и сие подобает, яко крещении младенцы пищи насладятся, непросвещеннии же и язычестии, ниже в пищу, ниже в геенну пойдут».
Поскольку обе эти цитаты определено говорят, что души некрещеных младенцев по смерти не идут в рай, то они идут в ад, т.к. православие, как уже говорилось, не знает какого-то «третьего места»; итак, если не в рай, то в ад.
https://rusk.ru/st.php?idar=113633
Кстати, из Синодального определения (журнал № 60, http://www.patriarchia.ru/db/text/5236824.html ) неясно, рассматривался ли текст последования, возникший в рамках вопроса, разработанного в комиссиях Межсоборного присутствия, на пленуме МСП. Говорится только о поступлении проекта более общего документа «Молитвенное попечение Церкви о некрещеных» в «аппарат МСП» (которого на самом деле нет), а дальше сразу о работе Синодальной богослужебной комиссии над последованием. Если вопрос о допустимости молитвы о некрещеных не решен в принципе, а параллельно составляется и одобряется последование, зачем существует полный состав МСП?  

отпевание некрещеных, Синод, Межсоборное присутствие, некрещеные младенцы

Previous post Next post
Up