«Прогрессивная» часть нашей интеллигенции - православной либо секулярной - ослеплена в своем упрямстве. Она уже не просто противоречит сама себе, не просто не замечает этого, а считает что так и надо. Ну а жизни вне себя вообще не видит и, наверное, отрицает наличие таковой. Более тоталитарного, лживого и лицемерного сообщества трудно себе представить. Геббельсы и Троцкие были гораздо слабее в непробиваемости и самоуверенности.
Читаем расшифровку беседы отца Алексия Уминского, к которому я по-человечески неплохо отношусь, с ведущими «Эха Москвы».
Инесса Землер: «Стоит ли Церкви и верующим реагировать на вот эти художественные, в общем-то, произведения»?
Из ответов отца Алексия: «Cвященник не имеет права заниматься тем, что является формой формирования определенных идеологических схем. То есть я не имею права, например, навязывать своему приходу свои политические симпатии, свои личностные амбиции, понимаете. Даже свой культурный код не могу навязывать. Я могу с ним познакомить».
Священник, конечно, может и должен формировать у людей определенное понимание общественных процессов. Навязывать его он не может, потому что не имеет власти над машиной навязывания. А знакомить должен - и через это воспитывать людей. Можно называть это политикой и идеологией, можно нет.
Дальше отец Алексий как раз делает множество чисто политических, идеологических утверждений - ну и не страшно, имеет право. Точно так же, как мы имеем право с ним спорить и считать, что его мнение расходится с правильным христианским настроем нашего народа, укорененным в Писании и Предании. Вот отец Алексий говорит: «За счет идеи авторитаризма вылезает представитель монархии как последний из Романовых». А мы знаем из Библии и творений святых, что монархия и единовластие (в том числе над духовенством, но не в самом духовенстве) - это идеал христианского общественного устройства. В то время как демократия принесла людям беды - точно так же, как монархия когда-то принесла беды после отказа людей от ветхозаветной теократии.
Еще слова отца Алексия: «Никто никогда в Церкви не почитал Николая II исключительно как святого именно царя». Насчет «никто никогда» - это даже комментировать не надо. На самом деле большинство активных православных людей (не «захожан») почитает Николая II именно как святого царя.
Инесса Землер: «Мы остановились на том, что происходит все-таки вокруг решения по судьбе Олега Сенцова. Ни светские власти, ни церковные не высказываются в пользу милосердия в данном случае». Стоп, а почему на художественные произведения реагировать не надо, а не дело Сенцова надо? Между прочим, для многих православных христиан святыни, которые оскверняются некоторыми «художниками», не менее важны, чем земная человеческая жизнь, а тем более свобода лица, осужденного за терроризм.
Отец Алексий в принципе с ведущей соглашается - он вообще не сильно с ней спорит, как спорил даже Кураев, которого теперь на «Эхо» стали приглашать пореже (меня вообще боятся). Более того, он говорит о церковном печаловании - то есть ходатайстве перед властью: «В Церкви просто нет, скажем, даже такой площадки для подобных высказываний с официальной позиции. Не сформированы такие инструменты сегодня в Церкви, не сформировались за все это время, к сожалению величайшему, а давно пора бы это сделать, с позиции которых Церковь могла бы выступать как официальное лицо с просьбой о помиловании, с просьбой о милосердии неважно кого».
А ничего, что возглавлявшееся мной церковное учреждение как раз и занималось ходатайствами, и я направил многие десятки, если не сотни, просьб о милосердии к осужденным и вообще о внимании власти к нуждам простого человека? Многие из них обсуждались в среде верующих. Либеральную публику все это мало интересовало - она заметила, как помнится, один случай, когда я поднял тему какого-то хозяйственного спора, в чем сразу начали искать коммерческий интерес (его не было и быть не могло). Материалы для печалования готовил Правозащитный центр Всемирного русского народного собора - и мы ходатайствовали практически о любом человеке, который обращался в Церковь. Избегали только давления на суд, но и на предсудебной стадии разных историй призывали к милосердию. Надеюсь, что эта работа и сейчас продолжается.
А если кто-то призывает к милосердию в отношении Сенцова, пусть проявит такое же отношение к убийцам Немцова или к людям из БОРН (о судьбе последних и я старался немного заботиться - хотя и недостаточно). Ведь попытка теракта или убийства, даже пресеченная, мало чем отличается от самих этих действий. Без равного отношения к «своим» и «чужим» либеральные «совести нации» навсегда останутся двуличными лицемерами.
https://echo.msk.ru/programs/personalnovash/2229822-echo/