Прочел статью отца Олега Корытко о предварительных итогах дискуссии по проекту документа «Профессии, совместимые и несовместимые со священством» (
http://www.patriarchia.ru/db/text/5167122.html ). Многое сказано резонно, хотя мне видится спорным излишнее внимание к возможности или невозможности формальной квалификации «профессий» в смысле светских правовых актов. Можно, например, сказать в заглавии о «занятиях», чтобы не уходить в светско-правовой формализм.
А дальше возникает принципиальный вопрос: зачем отходить от исполнения канонов, особенно в период, когда ничто не оправдывает их неисполнения? Нет ни гонений, ни войн, ни других чрезвычайных обстоятельств, ни безбожной или иноверной власти (по крайней мере в большинстве стран нашей канонической территории). Как раз в нынешних условиях к полному исполнению канонов и надо возвращаться.
Особое возражение вызывает попытка «оправдать» ростовщическую практику духовенства. В статье читаем: «Нельзя не учитывать, что вся современная экономическая система, хотим мы этого или нет, держится на банковских кредитах. Более того, все храмы, монастыри, канонические структуры нашей Церкви имеют официальные банковские счета, без которых юридическое существование любой организации, в том числе и религиозной, просто невозможно. Соответственно, это означает, что Церковь как совокупность субъектов экономической деятельности участвует, пусть даже и косвенно, в банковском деле».
Говорится лишь о недопустимости неформального стремления «в частном порядке <…> давать деньги нуждающимся, ссужая им средства под проценты». Но каноническое правило ведет речь о недопустимости взимания клириками процентов вообще, всегда и при любых обстоятельствах, поскольку это дело порочное и безнравственное, осужденное даже еще в Ветхом Завете (см., напр., Втор. 23, 19): «Поскольку многие причисленные в клир, любостяжанию и лихоимству последуя, забыли Божественное Писание, гласящее: сребра своего не давай в лихву (Пс. 14, 5), и, давая в долг, требуют сотых; святый и великий Собор рассудил, чтобы, если кто после этого определения найдется взимающий рост с данного в заем, или иной оборот дающий сему делу, или половинного роста требующий, или нечто иное вымышляющий ради постыдной корысти, таковой был извергаем из клира и чужд духовного сословия» (Правило 17 I Вселенского Собора). Взимание «сотых» ясно воспринимается в этом правиле как дело греховное.
Стоит добавить, что именно банковский процент является главной причиной безнравственности современного глобального экономического уклада. Ростовщическая «экономика», возникшая как альтернатива христианскому общественному устройству, а также созданные ею структуры, исторически являлись одной из сил, вдохновлявших борьбу с христианскими монархиями и с христианством вообще. Любое участие в такой «экономике» и в связанных с нею структурах становится фактической поддержкой антихристианских «ценностей» и сил. Господь воздает за это: позорный и скандальный крах всех ростовщических учреждений, созданных с «церковным» участием, ясно о сем свидетельствует и требует церковного расследования.
Следует не приспосабливаться к «современной экономической системе», а проявлять с ней несогласие, добиваться ее переустройства - или, пока она существует, создавать ей альтернативы. В некоторых банках существуют услуги, исключающие процентные отношения, и пользоваться ими вполне возможно как физическим, так и юридическим лицам. Автор этих строк закрыл все свои счета, предполагающие получение процентов, и никогда не входил в процентные отношения с банками по линии церковной деятельности. Никакой катастрофы это не вызвало.
В статье описана ситуация, в которой банки, соглашаясь на выделение средств бизнесмену, «становятся косвенными соучастниками его бизнес-проекта и, как всякий предприниматель, хотели бы иметь свою прибыль с дела, в которое вложены деньги». Такие отношения возможны и без вовлечения процентных операций - это некоторые виды проектного финансирования, исламский банкинг и т.д.
В целом убежден, что нам нужно отходить о компромиссов с верой и совестью, порожденных советским, прозападным или диаспорным менталитетом. Каноны Церкви - это такой же источник вероучения, как Евангелие или символ веры. Они не подлежат ни пересмотру, ни игнорированию. И мы вполне можем обновить верность им, помня, что многие народы современного мира вернулись к буквальному возрождению древних религиозных правил, заставив экономических и политических акторов принять такое развитие событий и приспособиться к нему. Эти примеры показывают, что адаптация «современной экономической системы» к установкам верующих людей возможна. Была бы воля.