Короткая быль на поднимавшуюся уже тему "скупой платит дважды".
Года четыре назад, а может, пять со мной связалось некое российское предприятие, выпускавшее алкогольную продукцию. У них был продукт, который они хотели бы поставлять в США. Был и потенциальный партнер - американский импортер. С лицензией, позволявшей импортировать алкогольные напитки.
Изучив товар, который предполагалось поставлять на здешний рынок, я решил, что в Штатах у него хороший маркетинговый потенциал. Продукт уже завоевал несколько наград на российских выставках, т.е. качество, видимо, было высокое. А для работы за границей российский изготовитель подготовил красочный ярлык на английском языке. И так уж совпало, что перевод достаточно звучного и оригинального русского названия на английский, что называется, "попал в яблочко". При правильной раскрутке товар мог стать настоящим "хитом" в своей категории.
Т.е. сегодня в Америке количество брендов, которые ассоциируются с Россией и, что называется, "на слуху", можно пересчитать по пальцам одной руки. Мне вспоминаются только оружие ("Калашников", "АК") и водка ("Столи" и "Смирнофф"). Так вот, бренд, предложенный к поставке в Штаты, имел, по-моему, такой же потенциал...
Как и полагается, я тут же предложил россиянам зарегистрировать на их имя товарный знак в двух вариантах в американском федеральном агентстве по патентам и товарным знакам. Речь шла о небольших деньгах, но россияне как-то смутились... Я стал объяснять, что сэкономив сейчас пару тысяч долларов они рискуют в будущем потерять гораздо больше. В конце концов выяснилось, что "регистрацией обещал заняться американский партнер".
"Поскольку люди пришли не с улицы, а были рекомендованы, я решил проверить то, что мне рассказали. Позвонил "партнеру", представился, поговорил. Да, отвечает партнер, буду заниматься регистрацией. Да, на имя российских партнеров. Не волнуйтесь.
Формально никто меня не нанимал, никакую работу делать не поручал, ни одного цента не заплатил. Поэтому я подумал: ну что же, я сделал все, что мог. И переключился на другие дела.
****
А месяца через три, наверное, занимаясь регистрацией товарного знака для других клиентов, решил все-таки проверить, правду ли мне сказали. Сделал запрос и выяснил, что заявка на регистрацию такого товарного знака действительно подана. Но ... на имя американского импортера!
Я немедленно позвонил в Россию.
Стал втолковывать: поймите, это все равно, что компания "Кока-кола" вдруг позволила бы зарубежным импортерам завладеть своей маркой! Это глупо, смешно, нелепо. Это ваша интеллектуальная собственность, которую потребитель должен ассоциировать с вашим именем и с вашим же товаром. Вы ее для этого придумали, и придумали удачно, вкладывали деньги в ее рекламу, чтобы потом уже она работала на вас... Потенциально она очень дорого стоит - зачем же вы ее какому-то дяде дарите? Пока знак еще не зарегистрирован, можно довольно легко доказать, что вы его истинные хозяева. А он просто самозванец, узурпировавший плод вашего труда...
Все было напрасно. "Наш партнер взял все расходы на себя. Мы ему верим. Мы верим, что он все делает, как лучше."
Стену лбом, как говорится, не прошибешь. Я пообщался с коммерческим директором предприятия, пообщался еще с каким-то директором и ... устал. Подумал: что мне, больше всех надо, что ли? Если их все устраивает, то меня и подавно...
Но на этом история не кончилась. Где-то прошлой осенью я неожиданно получил звонок из России. "Давайте регистрировать марку на наше имя, как вы и предлагали, - сказал коммерческий директор. - Будем аннулировать договор с ним. За эти годы он у нас не купил ни одной бутылки."
- Как это не купил? - удивился я. - Вы же говорили, что он - ваш партнер? А что ваш договор говорит по этому поводу? В нем предусмотрены какие-то минимальные объемы закупок?
- Ну договор-то у нас на словах, - смутился директор.
То есть "аннулировать" они решили несуществующий договор.
Я сделал соответствующий запрос и выяснил, что знак давно зарегистрирован, а товар с этим знаком продается в нескольких штатах. И продается не так, чтобы уж очень хорошо. Видно, самозванец разливает в бутылки какое-то второсортное пойло и пока еще продает за счет удачно придуманного не им бренда.
Теперь - после регистрации знака - отобрать его можно было только через иск в федеральном суде. А это стоило бы, как минимум на порядок больше, чем если бы мы занялись этим до окончания процесса регистрации. И раз в 25-30 дороже, чем было бы зарегистрировать его на свое имя изначально... И никаких гарантий. A наши шансы - после трех лет успешной работы на американском рынке нынешнего обладателя бренда - были весьма слабые.
Что я и объяснил россиянам. После чего меня больше не беспокоили.
Вот так из-за нежелания потратить сравнительно небольшую сумму у людей из-под носа увели, возможно, миллионные прибыли..."