Оригинал взят у
ryavkin_a в
Проблемы медицины![](http://pics.livejournal.com/ryavkin_a/pic/0000zsr9)
Я руковожу крупной медицинской корпорацией, которая в данный момент вышла на европейский рынок медицинских услуг.
Поэтому состояние нашего здравоохранение мне хорошо известно с разных сторон: и как пациенту, и как производителю медицинского оборудования, и как управляющему поликлиникой. Я нередко размышляю о том, в чем причина проблем здравоохранения, какие пути выхода существуют. Хочу сегодня поделиться своими размышлениями.
Проблемы медицины хорошо известны - при том, что на медицинские цели выделяются огромные суммы, получить качественное бесплатное медицинское обслуживание практически невозможно.
Очередь на операцию или другую серьезную медицинскую помощь можно ждать до тех пор, пока она уже не понадобиться совсем, на каждом шагу в государственных медицинских учреждениях намекают на то, что надо доплатить.
О каких цифрах идет речь?
Федеральный бюджет на здравоохранение в прошлом году выделил 1,5 триллиона рублей, 500 миллиардов рублей составили траты региональных бюджетов. Это получается по 14000 р. на каждого жителя страны за год. Еще 300 миллиардов рублей составили платные услуги, и по оценкам экспертов фонда «Индем» - 35 миллиардов составили взятки в системе здравоохранения. По факту, каждый гражданин оплачивает 15% медицинских услуг.
На мой взгляд, денег выделяемых государством должно с лихвой хватать на качественное медицинское обслуживание.
Если тот объем услуг, который оказывается за счет бюджетов, жители получали бы в платных медучреждениях эконом-класса, то это обошлось государству на 10-15% дешевле. Вопрос не в том, что надо тратить больше, хотя и это не помешает, а в том, чтобы тратить имеющиеся деньги с умом.
Сейчас субъектом, имеющим лицензию на медицинское обслуживание, является медицинское учреждение, а не врач, не специалист.
Это сдерживает развитие частной практики, нет стимулов для повышения каждым специалистом своей квалификации. Даже простое изменение системы лицензирования, когда субъектом лицензирования станет врач, специалист, патронажная сестра или фельдшер, даст дополнительный стимул для повышения качества здравоохранения, создаст стимулы для профессионального роста.
Кроме того, можно ввести систему аттестации врачей, с присвоением квалификационного ранга.
Если поставить условием государственного финансирования учреждений наличие в штате определенного процента высококвалифицированных специалистов, то это создаст стимулы и для учреждений повышать квалификацию своих сотрудников.
Понятно, что резкое изменение правил игры не приведет ни к чему хорошему, поэтому целесообразно бы было перейти к системе регулируемой конкуренции на рынке медицинских услуг.
В рамках системы управляемой конкуренции оказание медицинских услуг передается в частные руки, но этот рынок находится под жестким контролем и регулированием государства.
Граждане могут выбирать страховую организацию в рамках регулируемого рынка, а также провайдера медицинских услуг. Хотя стандартный страховой «пакет» будет устанавливается государством, страховым компаниям разрешено конкурировать друг с другом по ценам, уровням долевого участия потребителя в оплате услуг и дополнительному покрытию.
Отдельного разговора заслуживает реформа финансирования врачебной деятельности.
Главная проблема сегодня - это безадресность платежей из фондов обязательного медицинского страхования. Эти фонды, по сути, не являются страховыми, а занимаются перераспределением бюджетных средств между медицинскими учреждениями. Согласно Концепции Общественного здравоохранения фонд обязательного медицинского страхования должен выстраивать финансовые отношения не между государственным или региональным бюджетом и медицинским учреждением, а между врачом и пациентом. Мы должны перенести фокус всей системы здравоохранения на врача и его пациента.