Оригинал взят у
e_v_ikhlov в
Абстрактный путлеризмУже на Валдае Путин фактически объявил идеологическую войну современному западному либерализму (в толковании Латыниной - левому либерализму). В день принятия ельцинской конституции он развил тему. Фактически нападкам подверглась вся линия, идущая от французских просветителей и французской революции. Собственно, Россия - единственная значимая европейская страна, лидер которой может позволить себе публично нападать на традицию Просвещения.
Слова о «бесполой и бесплодной толерантности» - это перевод с подзаборного на салонный выражения «толерасты». Известно, что именно от идеалов терпимости - религиозной, национальной, идеологической (знаменитое вольтеровское: я ненавижу ваши идеи, но готов умереть за ваше право их высказывать) берёт начало весь современный либерализм. Как его принципы были сформулированы во второй половине XVIII века и получили развитие в последующие два столетия. Обвинение либералов, приверженцев гуманистической традиции, в сексуальной извращенности, а гуманизма - в извращении духовного наследия предшествующих веков - это абсолютно нацистский тезис.
Посему я поздравляю геноссе Путлера с тем, что он уже может позволить себе не сдерживаться в своих лучших чувствах. Отношу это на счёт раздражения кампанией бойкота Сочи-2014 из-за отечественной гомофобии, а также провалом его амбициозных украинских прожектов.
Просвещение чётко разделило интеллектуальную традицию Европы - на последователей гуманизма - в духе французский энциклопедистов, Руссо и Франклина, и последователей консервативного романтизма в духе де Мёстра. Каждый может выбирать. С одной стороны - только «абстрактные принципы» гуманизма, свободы, демократии, принцип верховенства права, о котором, как о краеугольном камне западной цивилизации недавно писал Каспаров.
С другой - традиционные ценности подчинения простого человека сакральной власти, церкви, бездумная покорность жены и детей - главе семьи, а всяких там простолюдинов и разночинцев - аристократии; пресмыкательство «быдла» перед «элитам». Гуманизм, права человека, демократия, пацифизм - это всегда абстракция. Конкретика - это вырастающие из средневековья принципы сословной иерархии, архаическая ненависть к чужакам и сложности цивилизованной жизни, «органическое» бесправие основной массы населения.
Насаждение «абстрактных» принципов демократии в ближневосточных деспотиях, естественно, привело к кровопролитным конфликтам. Как и все восстания против диктаторов и оккупантов в истории. Только ведь ни египтянам, ни ливийцам, ни сирийцам ценности уважения достоинства личности и идеалы народовластия никто не приносил насильно. Они до них сами дозрели. И восстали. В России масса людей убеждены, что если бы им создали такие условия, какие создал своим подданным Кадаффи, они никогда бы не стали бы возмущаться. Просто ливийцы «традиционно» свободолюбивые бедуины, не привыкшие к расстрелам мирных шествий. Здесь же нет бедуинов.
Путин обращается за пониманием именно к рабам, ко всем тем, кто совершенно искренне убеждён, что демонстрации - это шум под окнами и уличные пробки, а лучший способ защиты своих прав (нет, не прав, у рабов не прав, интересов) - писание жалоб. Сейчас эти рабы злорадствуют, гладя на бунтующий Киев.
Теперь уже окончательно оформлено, что для путинизма современный гуманизм - это такая интеллектуальная девиация, а его поклонники - настоящие духовные извращенцы.
Только надо разочаровать путинистов - никакого «традиционного гуманизма» не бывает. Настоящее традиционное общество безумно жестоко и совершенно нетерпимо. Все ужасы революционных войн XVIII-XXI веков, все кошмары тоталитаризма - это перенос в современность приемов правления и усмирения неугодных, взятые из средних веков и еще более ранней архаики. Путинисты имеют полное право быть консерваторами, объявлять свои духовным гуру Бердяева. Только надо помнить, что они при этом страшно лукавят: Бердяев был последовательно против большевизма, а они защищают «светлую память» людоедов - памятники Ленину на иностранных площадях и портреты Дзержинского в своих кабинетах; Бердяев никогда бы не принял ни заказных судебных процессов, ни «двушечки» за задним числом введенное в уголовный закон богохульство.