Прежде всего, исторический экскурс: стоит напомнить что ДКР около ста лет назад была не просто "Донецкой" республикой, а "Донецко-Криворожской". Что объяснимо - на Донбассе есть уголь, а на Кривбассе - руда. То, что нужно для выплавки стали.
Безусловно, сейчас главные активы Рината Ахметова - в Мариуполе, меткомбинаты Азовсталь и ММК им. Ильича. Крупейшие экспортеры Украины, крупнейшие источники валютных поступлений. Что и объясняет то, почему послдений месяц-два на Западе талдычат, что взятие ополчнием Мариуполя будет красной линией. Просто потому, что с потерей Мариуполя резко возрастает шанс того, что Западу придется брать Украину на содержание (или закрывать украинский проект). А не хочется. Вот это также поясняет, почему наступление перед Минским сговором - 1 было остановлено на окраинах Мариуполя. Уболтали...
А вообще, Ахметов со своими активами оказался в непростом положении. Формально штаб-квартира - в Киеве, "в логове", через дорогу от МИДа Украины. Также оперативное управление ведется из Запорожья, еще как бы один штаб. Да, Мариуполь - как бы индустриальное сердце холдинга Ахметова, но чтобы сердце работало, его надо подпитывать. И вот желудок, система пищеварения у бизнеса Ахметова - на Кривбассе, в Кривом Роге:
- Это - местные горно-обогатительные комбинаты (Северный, Центральный и Южный ГОКи, ну и комбинат КЖРК в придачу).
- С ГОКами там работает также связанная с ахметовским Метинвестом компания Кривбассвзрывпром.
- Также в КР у Ахметова Криворожский завод горного оборудования.
Кривой Рог, хоть и Днепропетровская область, но не Днепропетровск. Криворожские и днепроптеровские уже давно как конкурирующие группы. Лицо криворожской группы - отец и сын Вилкулы, люди Ахметова. У криворожских есть опеределенное влияние на областной совет. И, между тем, время от времени Коломойский, губернатор и самый сильный олигарх Днепропетровщины, устраивает Ахметову и его людям в Кривом Роге проверки на прочность: то протесты близ комбинатов, то "активисты" захватывают горсовет с криками "Вилкул, вон!", как полтора месяца назад. Отдельная песня (вернее, сильный конфликт) - Приднепровская ТЭС, которой владеет Ахметов, но которая расположена в Днепроптеровске и на которую "Беня" Коломойский организовывает нападки (особо ситуация обострилась зимой, в начале этого года).
Без Кривбасса основные активы Ахметова остановятся - без жерезорудного сырья, без концентрата и агломерата с Кривбасса не на чем будет работать комбинатам в Мариуполе, да и не толь там. Так что активы, все эти ахметовские ГОКи Кривбасса не только важный орган системы ахметовского бизнеса, а во многом ключевой, причем такой, который он, будучи владельцем, не может - ввиду территориального расположения - контролировать. Это просто как игла Кощеева:
-> игла-то в яйце (Кривой Рог, где пока еще (пока) держатся Вилкулы сотоварищи),
-> а то в утке (Днепропетровщина, где сидит "Беня" Коломойский),
-> а она в зайце (Украина, а у зайца несколько ног - и Порошенко, и Яценюк, и не только),
-> а тот - в ларце (Штаты и НАТО, как бы прикрывающие Украину),
-> а ларец тот - на цепи (за которую можно подергать Россия).
Причем, ситуация Ахметова осложняется тем, что руда-сталь - это только часть производственной цепочки. В ней необходимы еще и такие звенья, как уголь, кокс, нерудные материалы. Тут все еще веселее:
- Авдеевку (так же, как и Мариуполь) в свое время не передали под / не дали взять в ДНР (а это кокс для комбинатов ахметовского Метинвеста) - а в Авдеевке основной коксохим у Ахметова. Более того, из-за недавних боевых действий были повреждения всех четырех высоковольтных вводов Авдеевский коксохимический завод - и Авдеевский КХЗ подключили к электросети линий Макеевская - АКХЗ № 1 и Макеевская - АКХЗ №2. А вот Макеевский КХЗ - это уже ДНР, но тоже работает на холдинг Ахметова. Еще кокс для Ахметова производят на Енакиевском коксохимпроме (как и Макеевкокс, это ДНР), ну и еще есть собственное коксохимическое производство на Азовстали, в Мариуполе. Из-за активности "АТО" в феврале на горячую консервацию был остановлены Донецккокс и Ясиновский коксохимический завод (второй находится в Макеевке, в Кировском районе, как раз со стороны "АТО"; завод принадлежал В.Нусенкису, но уже давно в оперативном управлении ММК им. Ильчиа, что под конролем Ахметова, в Мариуполе).
- Для кокса нужны коксующиеся угли. А они у Ахметова - на шахтах Краснодонугля, это - Краснодон, в ЛНР, где вообще-то из-за поставок угля идут жесткие разборки.
- С прозводством и поставками нерудных мариалов тоже не скучно. Из числе огнеупорных и флюсодобывающих предприятий работают Великоанадольский огнеупорный комбинат (это поселок Владимировка Волновахского района, под хунтой) - партнер ахметовских Азовстали, Запорожстали и ММК им. Ильича, а также Новотроицкое рудоуправление (принадлежит Ахметову, также в Волновахском районе под хунтой). А вот также принадлежащие Ахметову Докучаевский флюсо-доломитный комбинат и Комсомольское рудоуправление (что в Старобешевском районе) - уже в ДНР.
Понятно, что в таких условиях работать сложно, вот и падает производство в Мариуполе: в феврале на меткомбинатах Мариуполя, по сравнению с январем среднесуточное производство чугуна уменьшилось на 23,5 %, стали на 22,9 %, проката на 28,2 %, то есть только за 1 месяц - спад на четверть! Вдобавок, из-за боевых действий Ахметов остановил метзаводы в ДНР - Енакиевский метзавод, а с 1 февраля и Харцызский трубный завод. Это неприятный удар по и так стагнирующей экономике ДНР.
И всё это - только часть клубочка, на самом деле есть куча других активов, и в Днепроптеровской области, и в соседней Запорожской (где Беня стремится установить свой контроль), и в части Донецкой области, что под хунтой, и в ДНР с ЛНРом. Много где. И в ЕС, и в Киеве, и в Крыму. Такая вот диверсификация, которая заставляет проявлять чудеса изворотливости.
А тут еще и "Беня" Коломойский что-то нехорошее затеял. А затеял он вот какую бяку:
В Верховной Раде депутатская группа "Экономическое развитие" самораспустилась и теперь на ее основе будут создавать партию "Возрождение". В депутатскую группу которой войдут 25 депутатов Рады. Партия - под Коломойского. В основном, из бывших регионалов. Вернее, условно-регионалов. Наример, Валерий Писаренко был и в БЮТ у Юлии Тимошенко, и в Партии Регионов у Януковича. Сам - из Киевской области, но сейчас в Раде как депутат- мажоритарщик из Харькова. Возможно, будет "одним из" смотрящих за смотрящими за Харьковым ("Гепе" Кренесу "Беня" Коломойский уже не сильно доверяет, да и "Гепу" зависимость от "Бени" изрядно тяготит). Писаренко, вмести с другим молодым депутатом, Виталием Хомутынником (у которого налажены контакты с бизнесом Коломойского) станут двумя сопредседателями депутатской группы "под Коломойского".
Помимо политических игр, "Бене" такая группа нужна и для эффективного лоббирования. Вот, например, пару дней назад ...
"Произошло экстраординарное событие: губернатор-олигарх (Коломойский) лично прибыл в Киев, чтобы «дать показания» специальной контрольной комиссии по приватизации Верховной Рады. Впрочем, на заседании Коломойский был не подсудимым и даже не свидетелем, а скорее обвинителем. Что и не удивительно, если учесть, что данная комиссия является одним из главных парламентских козырей олигарха: в декабре ее возглавил бывший зам днепропетровского губернатора Борис Филатов.
Для последнего теперь есть много работы. Коломойский заявил на комиссии о нарушениях при приватизации "Укррудпрома" и о том, что он якобы платил взятку в начале 2000-х экс-президенту Леониду Кучме и его зятю Виктору Пинчуку (5 млн. в месяц) за право управлять компанией "Укрнафта" (в ней у Коломойского 40% акций). Впрочем, это заявление можно списать на давний конфликт Коломойского с Пинчуком (два олигарха нынче судятся в лондонском суде). А вот по "Укррудпрому" ситуация может развернуться действительно серьезно.
История с "Укррудпромом" уходит корнями во времена "позднего" Кучмы, когда в 2003 году было принят закон об особенностях его приватизации. "Суть закона состояла в том, что приобрести эти предприятия имели право только те, у кого на момент приватизации было 25% одного из предприятий, входящих в "Укррудпром", - рассказал днепропетровский губернатор. На тот момент такое право имели Ринат Ахметов, Вадим Новинский (партнер Ахметова) и сам Коломойский. Они и выкупили почти все горнообогатительные комбинаты. Однако свою "добычу" Коломойский позже продал и они со временем достились Ахметову. Сейчас все эти ГОКи составляют основу промышленной империи "Метинвеста". Коломойский прямо призвал к реприватизации этих предприятий и если она случится - это нанесет тяжелейший удар по Ахметову и может дать старт переделу собственности в стране, полностью поменяв расклад..."
отсюда -
http://vesti-ukr.com/pridneprove/91462-vojna-prestolov-kolomojskij-sozdaet-svoju-partiju-dlja-vojny-po-vsem-frontam Кстати, показательные самоубийства всего в течении последнего полугодия двух бывших глав Фонда госимущества Украины (Валентина Семенюк и Михаил Чечетов) можно рассматривать также и исходя из подхода "концы в воду" перед серией больших разборок прошлой приватизации...
С "Укрнафтой" ("Укрнефть", контрольный пакет у государства, но реально рулит "миноритарий" Коломойский) также не все просто. Полтора месяца назад он, формально через три его офшора (кипрские Littop Enterprises, Dridgemont Ventures и Bordo Management) заявил о намерении потребовать от государства Украина компенсацию в сумме более 5 млрд долларов за ограничения в правах свободной продажи газа компании "Укрнафта" (государственной формально, но с частными совладельцами, компаниями Коломойского).
Подводя итог обзору туго завязанного узла Ахметова и последних действий Коломойского, можно провести слова политолога Владимира Фесенко:
"Коломойский ведет не столько политическую войну, сколько войну на личностном уровне. Его задача - разобраться с криворожским кланом, который является оплотом Ахметова в Днепропетровской области и мешает ему установить полновластие в регионе. Но проблема в том, что, развязывая новые войны, он наживает новых врагов. И чем больше у Коломойского будет врагов, тем меньше шансов у него победить. Что касается реприватизации, попытка будет сделана, но Коломойский проиграет. Такой процесс вызовет не только противодействие на всех уровнях в Украине, но и невосприятие у западных партнеров"