Санкции Запада и нефтегазовый сектор России

Dec 27, 2014 00:50

Санкции Запада (прежде всего, США) против России - это вовсе не ограничении по поставкам хамона и пармезана, как уверены многие квасные запутинские ура-патриоты - или ура-идиоты, черт их разберет. И это даже не вопрос продажи или не продажи Мистралей - проживет русский флот без вертолетоносцев, и даже не заметит их нехватку. Вопрос санкций - это, главным образом, запрет на поставку оборудования и финансирования российских нефтяных и газовых компаний. Большая часть из них - госкомпании или сильно зависят от государства. Почти все запустили масштабные инвестиционные программы, которые должны были завершиться в 2013-м (и были закончены) или уже в 2014-2018 годах. Вот эти-то и оказались в подвешенном состоянии - без кредитов, без оборудования.

Более того, с конца 2014 года и в 2015 году - пик выплат по ранее взятым кредитам на их инвестиционные проекты. Прежде всего, у Роснефти. Чтобы там не говорили, но именно платежи Роснефти (корпоративный долг, гарантированный государством) и стали одной из важных причин обвала рубля, наряду с непрофессионализмом и почти явным саботажем руководства Центробанка и крупных государственных российских банков. Да, Роснефть как бы не конвертировала полученные за счет выпуска облигаций 625 млрд рублей (по сути, это государственная эмиссия денег), бывшего 11 декабря, но, тем не менее, выплатила 7 млрд долларов долга 22 декабря. То есть выплачено 2/3 эмиссии, но ведь в следующем году также будут платежи. Очевидно, что государство сделает все, чтобы и Роснефть, и Газпром устояли. И финансово поможет - в том числе, и за счет девальвации рубля (реакция финансового рынка) и инфляции (из-за эмиссии и той же девальвации). Что ж, падение курса национальной валюты и дополнительные темпы инфляции - не такая уж и катастрофическая плата за санкции Запада.

Итак, вернемся к санкциям. Совсем недавно, в декабре было опубликовано исследование Sanctions and the Future of Russian Oil and Gas (Санкции и будущее российского нефтегазового сектора). Исследование провел Оксфордский институт энергетических исследований при Оксфордском университете. На сайте Института (http://www.oxfordenergy.org/ ) много важных материалов, объясняющих суть нынешней Большой энергетической игры (и роли в ней и США, и Саудовской Аравии, и Китая, и т.д.), а вот скачать презентацию исследования можно по прямой ссылке, но уже с сайта Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета (США), на http://energypolicy.columbia.edu/sites/default/files/energy/James%20Henderson_Impact%20of%20Russian%20Sanctions_Dec%202014.pdf

Для владеющих английским - обязательное чтение, много чего объясняет в нынешнем наезде Запада на Россию. Для тех, кто плохо читает по-английски, дадим ряд тезисов и несколько иллюстраций из этого доклада. Итак, тезисно:
  • США и ЕС запретили своими санкциями поставку оборудования для добычи в Арктике и на глубоководном шельфе;
  • Важно, что запрет ПОДДЕРЖАЛИ такие страны, как Австралия, Канада, Норвегия (есть опыт работы на шельфе, отчасти в Арктике);
  • БЕЗ ОСВОЕНИЯ НОВЫХ месторождений, сохранение уровня добычи для России становится проблематичным;
  • ВВП России и его рост напрямую зависит и от уровня цен на нефть, и уровня добычи нефти Россией;
  • У России БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ ресурсов на Арктическом шельфе, но их освоение, в т.ч. в СП с западными компаниями, теперь под вопросом;
  • Россия обладает КРУПНЕЙШИМИ В МИРЕ ресурсами сланцевой нефти;
  • Ряда западных компаний (Shell,  Exxon,  Statoil,  Total  и  BP) создали с Россией совместные предприятия, но теперь их деятельность ЗАМОРОЖЕНА;
  • Теперь у России теперь нет средств для освоения Баженовского месторождения сланцевой нефти в Западной Сибири (от Северного Казахстана до Арктического шельфа), КРУПНЕЙШЕГО В МИРЕ;
  • Российские сервисные компании НЕ МОГУТ предложить адекватное необходимое оборудование для таких проектов;
  • В России растет доля добычи нефти с месторождений с БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ;
  • При этом ДОЛГ РОСНЕФТИ СОСТАВЛЯЕТ 66 МЛРД ДОЛЛАРОВ (теперь уже 59, после декабрьского погашения 7 млрд), ПИК ВЫПЛАТ долга в 2014 году (было погашение) и в 2015 г (19,5 млрд долларов).
  • Министерство экономического развития РФ рассчитывает, что к финансовым рынкам ДОСТУП ОТКРОЕТСЯ ЛИШЬ В 2016-17 ГОДАХ, В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ, в связи с чем Роснефть рассчитывает на получение из Фонда национального благосостояния около 44 млрд долларов, что покроет долговые обязательства вплоть до середины 2017 года, также Роснефть стала искать новых партнеров;
  • Цена поставок газа от Газпрома остается САМОЙ ДЕШЕВОЙ В МИРЕ - очень конкурентоспособной;
  • Газпром РАСКУСИЛ ЕВРОПЕЙСКИЙ БЛЕФ С ЮЖНЫМ ПОТОКОМ и потому переключился на Турецкий маршрут;
  • Долгосрочная стратегия с увеличением доли АЗИИ В ПОСТАВКАХ не только газа, но И НЕФТИ, хотя смещение поставок на восток не станет риском для Европы - ЕС и так стремится понизить долю России в своих поставках;
  • Смещение поставок России на восток меняет стратегию логистики, особенно российских проектов ЛНГ-терминалов для сжиженного газа;
  • При этом маршруты поставок в Японию и Ю.Корею зависят от политических решений;
  • Действительно масштабные поставки российского ГАЗА НА АЗИАТСКИЕ РЫНКИ стоит ожидать только к 2025 году, т.е. через 10 лет, при этом для Газпрома такие поставки не будут очень прибыльными;
  • В РОССИИ ПРОДОЛЖИТСЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ АКТИВОВ, причем при сохранении влияния г-на Сечина, а прецедент Башнефти доказывает решимость государства;
  • Конфликты Газпрома и Роснефти сохранятся, но будут гаситься, более того, государство будет укреплять единство российского нефтегазового сектора.
  • Несмотря на растущую конкуренцию (включая виды США, Канады и Австралии на Китай и другие азиатские рынки), РОССИЯ ОСТАЕТСЯ СЕРДЦЕВИНОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕКТОРА, обладая крупнейшими ресурсами с относительно низкой стоимостью добычи.
  • Важным для Запада остается вопрос, сможет ли Россия продолжить свои инвестиционные проекты без внешнего финансирования?

Вкратце, вот такие тезисы в исследовании ведущего западного мозгового центра по энергетике. Ниже - несколько графиков из доклада.







Тезисы можно добавить, пожалуй, двумя соображениями:

Во-первых, имеющиеся резервы ведущих российских нефтегазовых компаний достаточны на 15-40 лет разработки, тогда как резервы ведущих западных (их перечень - выше, в контексте СП) - достаточны лишь лет на 10. См. стр. 2 в Докладе ЕУ, по ссылке http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Perspectives-of-Oil-and-Gas-explorations-2011-EN/$FILE/Perspectives-of-Oil-and-Gas-explorations-2011-EN.pdf

Во-вторых, на Западе давно уже поняли роль Арктики, как шельфа, так и суши, в будущее развитии нефтегазового сектора России. См. напр.. карту в этом же Докладе ЕУ, стр. 8, по данным USGS (Геологической службы США).



Что также объясняет одновременную, вместе с санкциями, атаку на Россию в виде территориальных претензий члена НАТО - Дании, об чем писалось ранее, пост  http://pravoe-org.livejournal.com/523048.html

В-третьих, разворот России на восток и сближение в энергетической сфере запад в своей стратегии учитывал еще до того, как это произошло. См., например, Доклад того же Оксфордского института энергетических исследований - The Potential Impact on Asia Gas Markets of Russia's Eastern Gas Strategy, на сайте Института на http://www.oxfordenergy.org/2014/02/the-potential-impact-on-asia-gas-markets-of-russias-eastern-gas-strategy/ или по прямой ссылке http://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2014/02/The-Potential-Impact-on-Asia-Gas-Markets-of-Russias-Eastern-Gas-Strategy-GPC2-.pdf Важно, что доклад опубликован в 14 февраля 2014 года, то есть до майдана-переворота в Киеве, до Русской / Крымской Весны - и до санкций и подписания Россией контракта с Китаем.

Таким образом, конфликт на Украине и последовавшие санкции лишь ускорили круговорот событий, целью которых являлось и является приостановка масштабных российских инвестиционных проектов в нефтегазовом секторе, включая: а) освоение запасов российского Арктического шельфа и материковой Арктики (крупнейшие  мире), б) освоение запасов сланцевой нефти в Западной Сибири (крупнейшее месторождение сланцевой нефти в мире). Для этого и были введены санкции, для этого Запад поспособствовал обвалу рубля (с учетом начала пика платежей по долгам Роснефти с 4-го квартала 2014 года). Тут свою роль сыграли и совместные предприятии с западными корпорациями, которые в итоге своих российских партнеров просто кинули - ссылаясь на те же санкции. И, наконец, уже ставший явным сговор США с лидерами ОПЕК (прежде всего, с Саудовской Аравией) по обвалу цен на нефть.

Почему так важно для Запада завалить нефтегазовый сектор России? Причин много. Прежде всего, его развитие угрожает так называемой сланцевой революции в США, куда вбуханы огромные инвестиции, которые не должны прогореть, и на результаты которой (низкие цены на газ и нефть) строится расчет вывода экономики США из рецессии. Также, Штаты (и часть их союзников, прежде всего Австралия и Канада) рассчитывают заработать - в перспективе - на нефтегазовых рынках Китая и стран Восточной Азии, где Россия для них нежелательный конкурент. Ну, и конечно, Евросоюз желает сбить цены и контролировать поставки из России. А саудиты и их аравийские соседи не прочь избавиться от конкурента.

И конечно, важный геополитический фактор - если бы России удалось завершить заявленные инвестиционные проекты, в период 2014-2018 гг., то страна получила бы - даже при пониженных мировых ценах - огромный приток денег, достаточных для придания экономики существенного импульса развития. А через десять лет ситуация еще более изменилась бы - у России сохранялись бы огромные резервы нефти и газа, а у ее западных конкурентов - нет, при этом Россия диверсифицировала бы свои поставки за счет азиатских рынков (впрочем, это процесс и так идет). При таком раскладе рычагов для давления на Россию не осталось бы вообще.

Собственно, такой расклад и четкое понимание Западом ситуации с развитием нефтегазового сектора России, с освоением Россией Арктики и заставили форсировать ситуацию, которая в итоге привела к возможности ввести против России санкции (напомним, тут дело не в хамоне и яблоках, а в запрете на доступ к уникальному оборудованию, которое Россия пока не силах заместить, и на доступ к длинным, миллиардным займам - даже если оборудование и деньги могли бы предоставить западные партнеры по СП).

В общем, игра пошла в долгую, как минимум до 2016 - 2017, даже 2018 года. Игра пошла довольно сложная, многофакторная. Очень много будет зависеть от решимости российского руководства. И, кстати, от отношения к этому руководству русского народа. Возможно, было бы даже лучше, если бы кремлевское руководство не пыталось бы успокаивать, как на недавней президентской пресс-конференции, а подробно и честно рассказало бы о проблемах, о сроках их решения (несколько лет), о том, кто виноват (США и их союзники) и что все-таки делать. Почему-то не оставляет уверенность, что народ бы понял.

газ, санкции, сша, россия, нефть, роснефть, газпром

Previous post Next post
Up