Оригинал взят у
kaavio в
post По просьбам трудящихся, несколько слов о семинаре Патрика Сансона в Петербурге. Трудящиеся порадуются, да и мне самой будет полезно разложить все по полочкам.
Что мне показалось важным.
- Во Франции проблемы во многом те же, что и у нас: недостаток финансирования, путаница в области образования, отсутствие рабочих мест, сложности диагностики и прочее. Но решаются они эффективнее. Лектор расположил меня к себе тем, что начал разговор не с успехов, а с проблем. Меня очень раздражают истории о том что в развитых странах все аутисты работают в Майкрософт. Всегда будут люди, которых нельзя "дотянуть" до условной нормы, и важно вовремя это понять и принять, чтобы в свою очередь фанатичное желание "дотянуть" не перекрыло восприятие человеческой личности.
Человек заслуживает человеческого отношения независимо от своего интеллектуального уровня, независимо от того, что записано у него в медицинской карте. И мне кажется что это в смысле развития общества первично, сначала понимание того, что каждый заслуживает человеческого отношения - потом реабилитация и повышение качества жизни по-максимуму.
- Во Франции с детьми работает огромное количество людей без спец образования. С одной стороны это плохо. С другой - все эти люди так или иначе вынуждены искать пути контакта с людьми с аутизмом. Начиная со школьных учителей, и заканчивая воспитателями в специальных центрах. Очень понравилось, что многие занятия с детьми проводят в общественных местах: бассейнах, спортивных площадках, музеях.
- Во Франции нет специальных стандартов обучения для детей с аутизмом. С одной стороны это плохо, с другой стороны - учителя не имеют право отказаться принять в обычный класс обычной школы ребенка с особенностями развития. Зато имеют право пройти специальное обучение по желанию. Таким образом посыл следующий: вы никуда не денетесь от этих детей, хотите научиться с ними работать - идите и учитесь. Мне он понравился.
- Вопрос, который я очень хотела задать американским коллегам, как регулируются отношения со сверстниками в классах, где есть дети с аутизмом. Во Франции они не регулируются никак. Я все таки считаю, что какая-то общая работа по толерантному отношению к сверстникам нужна конечно. Конечно не уроки и не беседы.
- В специальных центрах педагоги ориентируются не на общие программы и стандарты, а на то, что актуально на данный момент для конкретного ребенка. Если важно научиться рисовать - учат рисовать, если завязывать шнурки - учат и этому.
Рассказ об это очень забавно смотрелся на контрасте с нашими педагогами, которые раз 5 наверное спрашивали о программах.
- Педагоги из центра Патрика тратят очень, ОЧЕНЬ много времени на обсуждение своей работы, согласование планов, выработку общей стратегии.
- Работники центра стараются дать детям как можно больше разнообразного опыта. С ними проводят занятия музыканты, актеры, спортсмены. Патрик особенно отметил, что они стараются предлагать детям как можно больше незнакомых ситуаций и нового опыта, чтобы они легче адаптировались.
- Во Франции признают право человека быть аутичным. Вообще довольно осторожно относятся к установке пределом развития для человека и к человеческой личности. За счет этого поведенческому анализу конечно досталось ( хоть и не справедливо ИМХО).
- Во Франции довольно много людей с аутизмом получают работу. Не Майкрософт конечно. Так же есть несколько вариантов поддерживаемого проживания.
- Очень много говорилось о терапии искусством. Здесь, как и везде, акцент делается не на навыке или итоговом результате, а на осознанности действий. И ребенка никогда не подгоняют. Они много рисуют с натуры, в саду например.
- Вот что я записала на семинаре: педагоги центра Сансона имеют не так много теоретического опыта, но огромный практический опыт. Суть их работы - постоянный анализ, наблюдения и рефлексия, плюс индивидуальный подход к каждому ребенку.
- Рассказывая о мастерских Патрик подчеркнул, что никакой особой среды для детей не создается. Они работают с теми же материалами, что и простые мастера, будь то столярная мастерская, или кулинарная. Ножей-вилок не прячут, плиту зажигают и т.д.
- Ребят учат не только работать, но и исправлять ошибки в работе. Например, если в мастерской ребенок учится фасовать продукцию по пакетам, и вдруг недоложил чего-то, ему нужно будет остаться после урока и все поправить.
- Трудовая терапия часто служит воспитательным элементом. Например был случай, когда мальчик во время вспышки порвал одежду на уборщице, и за это убирал вместо нее кабинет.
- Индивидуальная программа для каждого ребенка, каждые 6 месяцев ее пересматривают.
- Патрик честно сказал, что внедрить их опыт как систему ему кажется нереально, потому что это очень гибкая система, много факторов, влияющих на ее работу, основной - мотивация самих педагогов к работе.
- При составлении программы учитывается не только и не столько мнение педагогов и родителей, сколько мнение самого ребенка. Это меня приятно поразило. В центре для подростков, где работает Патрик, с ребенком обязательно обсуждают программу и он подписывает документ о том, что согласен с ней.
- То. чем могут заниматься наши центры уже сейчас - психологическая работа с братьями и сестрами.
- И напоследок Патрик высказал свое мнение о том, какие терапии сейчас предлагают для детей с аутизмом. Из эффективных выделил: Тич, ABA, трудовую терапию, сенсорную интеграцию, физические упражнения.
Относительно биомеда он отозвался скептически, назвал его дорогостоящим шарлатанством. Еще раз подчеркнул, что эффективность биомеда в качестве лечения аутизма никем и нигде не доказана. Диета может помочь, если у ребенка есть проблемы с желудком, тогда, при введении диеты его состояние улучшится и естественно улучшится развитие.
Но Патрик несколько раз подчеркнул, что применение любой терапии должно быть разумным. И постоянно надо обсуждать, анализировать свою работу, искать новые пути решения проблем.
Главное, что вынесла для себя я:
1) Ребенок имеет право быть аутичным. Ты не в праве тянуть его к своему состоянию, в праве только показать что в нашем мире интереснее, чем в аутизме, и помочь ему вернуться сюда, если он захочет.
2) Смысл любой терапии - включение ребенка в общество. И иногда ( подчеркиваю, иногда) полезно не долго и мучительно готовить ребенка к обществу, а просто впустить его туда, как пускают обучающегося плавать в бассейн. И дать обществу возможность искать пути к ребенку.
Тезисы спорные, но мне они показались важными.