Клан Бакиевых намерен прибрать к рукам миллиардный российский кредит
Клан кланом вышибают
Сегодняшняя суверенная Киргизия - государство, где все структуры власти и управления построены на семейно-клановой основе. Эта система власти унаследована киргизами от далеких предков и перенесена в современность. После распада Союза родоплеменные отношения во власти извлекли из дедовых сундуков и поставили во главу угла государственного строя. Причем право ханствовать на госпрестоле у первого киргизского президента Акаева, северянина по происхождению, выходца из рода сары-багыш, то и дело оспаривали представители южных кланов. В конце концов, им это удалось: так называемую «революцию тюльпанов» в марте 2005-го совершили южане, поставившие у руля государства главу родов ичкилик Курманбека Бакиева.
Мало кто знает, что в свое время советчики Акаева искусственно «вырастили» клан южан Бакиевых в противовес другому, более мощному семейному клану братьев Осмоновых, доминирующих на юге республики. После таинственной гибели главы клана Бекмамата Осмонова бунтарский род захирел, и уступил пальму первенства братьям Бакиевым.
Числом братьев было семь. Выйдя из «пробирки», Бакиевы развернулись. При Акаеве Курманбек Салиевич дважды назначался губернатором, позже стал премьером страны. Жусуп Салиевич два раза возглавлял Джалал-Абадский горкенеш. Третий брат, Каныбек Бакиев, дослужился до чина главы айыл окмоту - сельской управы в родном Сузакском районе. Брат-милиционер Жанышбек, поработав руководителем межрегионального отдела по борьбе с оргпреступностью и начальником областного УВД, вскоре возглавил республиканское Главное управление внутренних дел на транспорте. Акмат, поработав депутатом городского совета, ушел в бизнес. Крупным бизнесменом зарекомендовал себя и Адыл Салиевич. Младший Бакиев, Марат, стал замдекана Национального университета.
После свержения клана Акаева семибратие Бакиевых укрепилось. Правда, вскоре после мартовской «революции» скончался средний брат Жусуп, и клан стал на брата меньше. Зато все достигли различных административных высот. Курманбек Салиевич, естественно, стал президентом. Генерал Жаныш вышел в заместители руководителя СНБ - Службы национальной безопасности страны, позже возглавил Службу безопасности президента. Марат руководил судебным департаментом Минюста, затем президент назначил его послом в Германии. Братья-бизнесмены Акмат и Адыл занимаются привлечением в страну иностранных инвестиций. Правда, все больше их «инвестиционная» деятельность связана со скандалами. То одноразовые китайские трактора в страну завезут. То китайскую же муку, зараженную меламином, то еще что-то непотребное. И играючи сбывают все это посредством кланового админресурса.
Однако самым известным в Киргизии бизнесменом зарекомендовал себя все же младший сын Курманбека Бакиева Максим.
Ласковый теленок двух маток сосет (поговорка)
В начале февраля 2009 года Бакиев неожидано прибыл в Москву и прямо в ходе встречи с президентом Медведевым во всеуслышание заявил, что прогоняет американцев из Киргизии. «Мало, - пожаловался Бакиев российским журналистам на совместной с Медведевым пресс-конференции. - Мы неоднократно просили у Вашингтона повысить плату. А те не хотят. И я принял твердое решение. Через полгода янки не будет в Кыргызстане. И стал слезно просить поддержать его».
Российское правительство пошло на беспрецедентные шаги для спасения гибнущей экономики дружественного государства и тонущего реноме киргизского лидера. Москва решила оказать Киргизии безвозмездную помощь в 150 млн. долл., предоставить Бишкеку государственный кредит в 2 млрд. долл. Забегая вперед, скажем, что 300 миллионов «зеленых» были выплачены практически сразу.
Подразумевалось, что 1,7 миллиарда из этой суммы, сопоставимой с годовым бюджетом республики, пойдут на строительство крупнейшей в стране Камбаратинской ГЭС-1, а 300 миллионов - на поддержку финансовой системы Киргизии (читай: на поддержку президента Бакиева). Кроме того, Москва была готова списать внешний долг Киргизии на сумму 180 миллионов долларов в обмен на 48 процентов акций оборонного предприятия «Дастан», выпускающего торпеды для нужд МВФ России.
Слова своего Бакиев не сдержал. В июне Бишкек перезаключил двусторонний договор с Пентагоном. База сменила вывеску, и теперь называется центром транзитных перевозок. Зато арендная плата за пользование структурами аэропорта выросла в десять раз.
Таким образом, у киргизского президента появились деньги на досрочные перевыборы самого себя. За две недели до голосования на российские деньги киргизским старикам существенно повысили пенсии, заткнули рты бюджетникам, понаделали тысячи агитационных билбордов. Во многом, если не в определяющей степени, в июле именно на российские деньги Бакиев провел внеочередные президентские выборы и снова стал главой страны.
Осталось «пристроить» выделяемые Москвой целевые 1,7 миллиарда долларов.
Этим вплотную занялись сын президента Максим Бакиев и его ближайший друг, глава совета директоров «АзияУниверсалБанка» россиянин Михаил Надель.
Где деньги, Зин?
Практически сразу после победного оглашения выборов на базе Института стратегических исследований при президенте был создан т.н. Институт развития Киргизской Республики. Новая структура, кроме прочих общественно-политических и научных функций, призвана курировать деятельность столь же спешно созданного Фонда развития Кыргызстана.
В свою очередь, эта финансовая структура появилась специально для того, чтобы «распределять» 1,7 миллиарда долларов, выделенных Россией на строительство масштабной ГЭС. Примечательно, что собственно Фонд располагается в «АзияУниверсалБанке» и пользуется его счетами. Уже сейчас, поговаривают в Бишкеке, Максим Бакиев рассылает по странам и весям письма-предложения о приобретении контрольного пакета акций созданного специально для управления активами проекта строительства Камбараты-1 киргизско-российского совместного предприятия. Не исключено, что это ему удастся, и стратегическая ГЭС будет распродана, еще …не будучи построенной!
В начале августа с.г. руководителем Фонда развития был назначен приятель и одноклассник Максима Алексей Елисеев. Кроме всего прочего, Елисеев руководит «Кыргызалтыном» - крупнейшим в республике трестом, занимающимся добычей и переработкой золота. Именно будучи членом Центризбиркома, немало сил положил, чтобы обеспечить победу Бакиева-старшего на последних выборах. Поставленный у руля Фонда развития, Елисеев обязан помочь Максиму решить две основные задачи: получить прямой легальный доступ к средствам российского кредита, и одновременно начать наработку политических очков с прицелом на следующие президентские выборы.
Немалую лепту в это дело привносит и первый вице-премьер-министр киргизского правительства Омурбек Бабанов. Тот еще «бизнесмен», заработавший капитал на поставках в республику российской горючки для нужд США, а ныне с высот своего положения «крышующий» собственный бизнес. И помогающий делать бизнес президентскому сыну.
Человек, далекий от политики
«Я человек бизнеса и далек от политики», - так охарактеризовал сам себя Бакиев-младший в интервью зарубежному радио.
На самом деле, кроме «общественно-полезного» поста президента Федерации борьбы Кыргызстана, Максим более не занимает никаких кресел, связанных с политикой. У него есть гораздо большее: страна под названием Кыргызстан.
Сегодня «далекий от политики» Максим Курманбекович Бакиев становится все более заметен на политическом небосклоне. Причем, далеко за пределами своей республики. Основу его финансовой империи составляет «АзияУниверсалБанк» (АУБ), возглавляет который человек с московской пропиской Михаил Надель. Банк известен тем, что занимается отмыванием крупных денежных средств на территории стран СНГ и Балтии. Только за 10 месяцев 2006 года, по данным Центробанка РФ, посредством разветвленной сети АУБ и его дочерних и партнерских структур в России было отмыто более 170 млрд. рублей. В свое время Центробанк не рекомендовал своим клиентам иметь дело с
«АзияУниверсалБанком».
Отмытые в России миллиарды ФПГ Бакиева-младшего перегоняет за рубеж, главным образом в оффшорные зоны. В конечных планах отпрыска правящего клана Бакиевых - создание очередной такой зоны, причем ориентированной на кредитно-финансовые структуры США, в самой Киргизии. В этом ему активно помогают члены совета директоров АУБ и граждане США Майкл Меред, Евгений Гуревич, бывшие сенаторы Роберт Доул и Джон Беннетт Джонстон.
Сегодня Максим Бакиев единолично или «на паях» с друзьями и зарубежными партнерами владеет многими киргизскими банками, крупными и стратегическими предприятиями, энерго- и медиа-холдингами, телекоммуникационными компаниями, сетью автозаправочных станций, предприятиями переработки сельхозпродукции, объектами индустрии питания, отдыха и туризма. На него работают и ему «отмечаются» государственные силовые структуры страны - таможня, налоговая и финансовая полиция, МВД. Размеры его состояния в Киргизии не берется определить никто. Большую часть своих активов Максим вывел за рубеж в оффшоры, вложил в покупку акций крупных предприятий в Казахстане, России, Латвии и других странах. Иностранные, в том числе российские и казахстанские предприниматели, прекрасно знают, что без личного одобрения киргизского «принца» невозможен ни один бизнес-проект в республике. Тот редкий бизнесмен, кому удалось за огромные, до 30 процентов от инвестируемой суммы, откаты преодолеть многочисленные рогатки киргизской бюрократической машины, в конце концов, упирается в необходимость «воспользоваться услугами» АУБ и его дочерних структур.
«АзияУниверсалБанк» сосредоточил в себе все финансовые потоки республики. Через его счета проходят средства практически всех крупных предприятий. В АУБ обслуживаются расчетные счета казначейства Минфина Киргизии, проходящие через коммерческие банки, многими из которых владеет или совладеет Бакиев-младший. Здесь же находятся все пенсионные накопления киргизстанцев.
За короткое время с момента создания ФПГ Бакиев и Ко обзавелась сетью дочерних структур в России. Например, председатель совета директоров АУБ Михаил Надель, члены совета директоров россияне Рустам Акжолов, Андрей Галицкий, Александра Катрин, гражданин США Евгений Гуревич, близкий друг Максима Бакиева Александр Чесноков одновременно являются сотрудниками расположенных в Москве обществ с ограниченной ответственностью «Фининфор», «АзияЮниверсалЭйкрафт»,
«УниверсалКурьерСервис». Все эти ООО специально созданы для отмывки «серых» капиталов. А сами друзьями президентского сына обладают значительными связями в высших эшелонах власти России, в правоохранительных органах РФ, а также среди крупных коммерческих структур и госкорпораций. Более того, кто-то очень могущественный уже длительное время «крышует» ФПГ Максима Бакиева в России.
Например, в 2006 году таинственной деятельностью АУБ и его дочерних структур в России заинтересовался Департамент экономической безопасности МВД РФ. Следствием было установлено, что Надель, Бакиев-младший и еще один их приятель, латвийский предприниматель Валерий Белоконь нанесли Российской Федерации материальный ущерб, измеряемый сотнями миллиардов рублей. Однако, едва начавшись, уголовное дело № 61977 было прекращено.
Известно также, что финансовая империя Бакиева-Наделя занимается отмывкой многомиллиардных кредитов, выделяемых правительством РФ в период кризиса российским коммерческим банкам. «Очищенные» таким образом колоссальные наличные средства вывозятся из Бишкека в Москву на личном аэроплане господина Наделя. Его самолет с бортовым номером VPBBAQ нашел стоянку и обслуживание в столичном аэропорту Домодедово. Понятно, что после череды подобных «операций» эти средства России более не принадлежат.
Нельзя сказать, что «человеку, далекому от политики» Максиму Бакиеву, залезшему в карман российским налогоплательщикам, не пытаются противостоять российские правоохранительные органы. В июне 2009 года Главным следственным управлением ГУВД г. Москвы было возбуждено уголовное дело № 304267 по ст. 171 ч. 2 УК РФ (незаконное предпринимательство) в отношении сотрудника ООО «Фининфор» Александр Чеснокова. Этот приятель Максима, являясь активным членом ФПГ Бакиева-Наделя, только за период с сентября 2007 по март 2008 года получил 1 миллиард 387 миллионов 259, 4 тысячи рублей незаконного дохода. Скольких миллиардов лишился при этом российский бюджет - трудно и представить.
На этот вопрос и пытается сегодня ответить следствие. Ему активно мешают. Так, на прекращение уголовного дела и освобождение Чеснокова из-под стражи Надель и его дружки готовы выложить 3 миллиона евро.
Известна и реакция тандема Бакиев - Надель на «происки» следствия. Русский банкир Михаил Надель, например, в телефонной беседе с президентским отпрыском как-то обмолвился, что несет, мол, «та-акие убытки», что пора бы эту Россию, простите за цитату, «вы..ать». Максим, выразив солидарность с другом Мишей.
Вопросы без ответов
В настоящее время руководство АУБ (Бакиев, Надель и компания) «прорабатывает вопрос» о банковской проводке через свои счета всех перечислений киргизских гастарбайтеров. Напомним, ныне за пределами республики трудятся, по разным данным, до 1 миллиона киргизстанцев. Посредством почтовых переводов и прямых вложений эта трудовая армия привносит в казну до 1 млрд. долл. в год - примерно половину годового бюджета страны. Если бакиевцам удастся перенаправить этот денежный поток на счета «АзияУниверсалБанка», то - и в этом не сомневается никто из местных экспертов - и госбюджет Киргизии, и семьи гастарбайтеров лишатся значительной части этих средств.
Насколько уже известно, в среде киргизских трудовых мигрантов, работающих в России, зреет недовольство такой перспективой. А поскольку к властям своей страны, считают бедняги, обращаться бессмысленно, то пытаются апеллировать к руководству России с просьбой помочь.
Россия помогает. Миллиардными кредитами и грантами, военной техникой, медицинским оборудованием, лекарствами, продовольствием и иной гуманитаркой. Кроме прямых денежных влияний в экономику Киргизии, насчитывающих десятки миллионов долларов в год, Россия обучает киргизские кадры, принимает у себя сотни тысяч трудовых мигрантов, обеспечивает многочисленные программы помощи соотечественникам.
И что же Россия получает в ответ? Непредсказуемые, предательские поступки Бакиева-старшего и наглость любимого сына киргизского народа сотоварищи, чувствующих себя в России как дома и смеющих притом голос подавать.