Это продолжение статьи об антинародных реформах и сложившейся ситуации в российском школьном образовании. Начало (
1 часть)
здесь. Для целостного понимания проблемы настоятельно рекомендую начать прочтение с
первой части.
Итак, продолжаем разбирать проблемы и реформы:
Бюрократия в школьном образовании
Наиболее губительным фактором, парализующим нормальную работу школы, является бюрократия, уровень которой во всей сфере образования катастрофически зашкаливает, но школьное образование в этом плане остаётся рекордсменом. Школьные учителя в последние годы жалуются на бюрократию даже больше, чем на низкие зарплаты, потому что она просто не даёт работать. Сейчас учитель вынужден писать так много «бумажек», что удивительно, когда он успевает учить детей. Огромное количество времени учитель тратит на написание всевозможных методик, программ, планов, отчётов, заполнение форм, циркуляров, журналов, характеритик и т.д. и т.п. Хуже всего, что эти бумажки в большинстве случаев требуют написания неважных данных, противоречат друг другу, дублируют друг друга, никому не нужны и даже никем не читаются и всегда оставляют чиновнику возможность докопаться до учителя по поводу правильности их написания. Особый маразм заключается в том, что учителя вынуждены каждую бумажку писать в строгом соответствии с огромным количеством правил и требований, и не дай Бог ошибиться где - ведь по этим бумажкам оценивают работу учителя. По этим же бумажкам оценивается и работа школы, поэтому директора и завучи вообще большую часть рабочего времени тратят не на руководство школой, а на никому не нужную бюрократию: на написание бумажек и походы по «вышестоящим инстанциям». Зачем вообще такие походы нужны, если любую информацию можно предоставить в электронном виде через Интернет??? И почему бы в наш век компьютерных технологий не перейти на электронную форму отчётности и документооборота? Почему у нас до сих пор бумагомарательством занимаются?! В бумажном виде нужно оставить только самые важные документы.
Вот, к примеру,
минимальный список информации, которую требовало от школ одно лишь министерство образования в 2012 году:
№ п/п
Вид информации
Регулярность
1.
Отчет о мероприятиях муниципального и регионального уровней «О праздновании Дня славянской письменности и культуры»
ежегодно
2.
Отчет о школьном, муниципальном и региональном этапах всероссийской олимпиады школьников
ежегодно
3.
Отчет о реализации комплексного проекта модернизации образования
ежеквартально
4.
Отчет о реализации ННИ «Наша новая школа»
ежеквартально
5.
Сбор информации о системе работы по поиску и поддержке талантливых детей и молодежи в сфере образования на муниципальном уровне
ежегодно
6.
Информационные запросы об организации дополнительного образования детей
один раз в полгода
7.
Информационные запросы об организации летнего отдыха детей
ежеквартально
8.
Информационные запросы о здоровье школьников и школьной медицине (оснащение медицинских кабинетов и укомплектованность медицинскими кадрами)
ежегодно
9.
Информационной запрос о профилактике наркомании в соответствии с письмом Рособрнадзора
разовый
10.
Информационные запросы о проведении Интернет-урока
разовый
11.
Информационные запросы о мероприятиях по профилактике наркомании
разовый
12.
Мониторинг школьного питания
разовый
13.
Информационный запрос о школьных уполномоченных по правам участников образовательного процесса
разовый
14.
Информационный запрос об индивидуально-профилактической работе по профилактике правонарушений и безнадзорности
разовый
15.
Информация о подготовке ОУ к новому учебному году
ежегодно
16.
Информация по антитеррористической безопасности
разовый
Сейчас этот список расширился, причём одни и те же отчёты часто требуются и в бумажном, и в электронном виде. Даже депутаты Госдумы признают, что за последние 3 года уровень бумажной бюрократической нагрузки и отчетности, которая ложится на школьных учителей, вырос в 2 раза!!! В связи с этим фактом депутат от «Единой России», первый зампредседателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов в прошлом году
предложил меры по борьбе с бюрократией. И? Год прошёл, что сделано в этом направлении?! - Ничего не сделано!!! Поговорили и забыли. Зато теперь все знают, что «Единая Россия» об учителях думает.
Отдельная головная боль для педагогов - это всевозможные проверки, которые проводятся всеми «надзирателями», начиная от Рособрнадзора, и заканчивая прокуратурой. Иногда по несколько раз на неделе проверяшки приходят, нарушения ищут и находят, ибо в точности выполнить все бюрократические требования, часто противоречащие друг другу, подчас оказывается невозможно. А уж, какие предписания они выписывают… Школьная администрация то лампы для подсветки над доской в прекрасно освещённом классе вешает, то инвентарные номера на цветочные горшки и швабры наносит, то батареи деревянными коробами оббивает, об которых при падении убиться легче, чем об саму батарею и которые только тепло от батарей уменьшают и грязь в себе собирают. И главное, всё это делается за счёт и так скромного бюджета школы.
Особо горячая пора для педагогов - это период аттестации школы, период, когда учителям приходится собирать ворох бумаг, чтобы доказать, что школа достойна продолжать образовательную деятельность, причём результаты аттестации в значительной степени зависят от желания проводящих её чиновников.
Да, я согласен, контроль и отчётность необходимы для поддержания порядка в сфере образования. Но надо же знать меру!!! Да, я понимаю, когда от школы требуют указать количество мероприятий, проведённых за учебный год. Но зачем по каждому отдельному мероприятию отчёт писать??? Что они таким образом хотят проверить? Как учитель отчёты умеет писать? А зачем запрашивать у школ информацию по количеству победителей и призёров олимпиад и конференций? Ведь эта информация по результатам каждой олимпиады итак есть в министерстве. Они что, хотят честность школ таким образом проверить: завысят те или нет количество победителей и призёров? И так можно по большинству отчётов пройтись.
Так почему же у нас всё так печально с бюрократией?! Да потому, что у нас расплодилась армия чиновников-нахлебников и всевозможных органов управления и надзора. Только от образования школу контролируют министерство, департаменты, Рособрнадзор, отделы народного образования, всякие комиссии по вопросам образования при главах регионов; а ещё есть прокуратура, СЭС, пожарная инспекция и т.д. и т.п. И у всех у них раздутые штаты, и все они работают в 4-5 этажных зданиях, заполненных чиновниками, которые ничего не делают и зарплаты получают
в 3 раза больше учительских [с.751]. Им же надо как-то оправдывать своё безбедное существование за народные деньги и отвечать на вопрос, всё чаще звучащий в народе: а зачем нам столько чиновников? Вот они и делают вид своей важности и нужности имитацией бурной деятельности и созданием всё новых и новых бумаг, требований и проверок, без которых ¾ всех чиновников можно выгнать хоть завтра. Так они, чтобы сделать вид, что сами работают, не дают нормально работать всем остальным. А действительно, зачем России столько чиновников?! Их у нас
более 2 млн., а по некоторым данным,
около 6 млн! Одновременно с увеличением штатов в органах управления фактически сокращены функции развития и методической помощи, которые заменены функциями контроля и надзора, полностью лишив школы методической свободы.
Более подробно прочитать о проблеме бюрократии в школах можно в следующих материалах:
Здесь представлен взгляд на бюрократию в школах простого московского учителя и завуча Василия Вашкова, материал, хоть и написан довольно давно, но актуален и по сей день.
Здесь представлена аналитическая записка по результатам исследований бюрократии в школьном образовании.
Здесь репортаж АиФ о тяжёлом труде и проблемах учителей.
Правовое давление на директоров школ
Бесконечные проверки - это ещё и инструмент давления на неугодных руководителей школ, каждого из которых можно легко уволить по результатам любой проверки, так как многие нормативные требования в наших условиях просто невыполнимы. Например, есть СанПиНы, если требовать исполнения которых, большинство российских школ можно будет смело закрывать. Сами
почитайте их. Некоторые требования вообще идиотские. К примеру, требование к уборке помещений (глава 12) звучит как шутка: «Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой (!!!) перемены». И это всё с моющими средствами!!! Да вы так либо дырки протрёте, либо детей потравите! И это значит, что этими помещениями при уборке нельзя будет нормально пользоваться, а если ребёнок на уроке в туалет захочет? А какой штат уборщиц должен быть, чтобы выполнить всё это?! А требования относительно школьных помещений, зелёных насаждений на территории школы, мусорных контейнеров и т.д.… Зачем вообще нужны нормативные акты, которые никто выполнять не будет? А нужны они затем, чтобы держать подчинённых «на крючке» у начальников, которые получают законную возможность выгнать с работы любого неугодного им подчинённого. Это явление, характерное для всех сфер деятельности, обеспечивает работу главного принципа российской «вертикали власти»: «ты начальник - я дурак, я начальник - ты дурак». В России законы не то чтобы не работают, они работают, но не всегда и по-разному в отношении разных людей, они содержат скрытый правовой механизм давления на неугодных власти сотрудников или управленцев.
А как вы думаете, почему большинство директоров школ члены «Единой России»? От большой любви к власти что ли? Почему они предпочитают не жаловаться на произвол местных чиновников от образования в вышестоящие инстанции? Почему редко судятся? - Да потому, что любой чинуша без труда докажет со всеми вытекающими последствиями любому строптивому директору, что кто-то из его учителей отчёт о проведении «Дня здоровья» не по форме написал, что у него на территории деревьев не хватает, территория школы не так ограждена и мусорные контейнеры стоят на метр ближе положенного расстояния от входа в школу.
Зарплаты учителей
Согласно ФЗ «Об образовании», зарплата в сфере образования должна быть не ниже зарплаты в промышленности региона. Вроде бы идея благая, только логичнее было бы связать не зарплаты в разных сферах деятельности, а зарплаты на разных должностях в одной сфере деятельности, т.е. потребовать, например, чтобы зарплата руководства министерства и департаментов образования региона не превышала минимальную зарплату за ставку учителя более чем в 3 раза. Но главное упущение этого положения не в этом. Главное упущение состоит в том, что связали фактически месячную зарплату, а не стоимость труда и рабочего времени: можно было бы в данном случае связать стоимость 1 часа работы в сфере образования и промышленности. А, связав общий уровень зарплат, законодатели оставили возможность для сокращения численности учителей и увеличения нагрузки на оставшихся за повышение зарплаты, что и было сделано. Результатом стала перегрузка итак имеющих много работы учителей, и, как следствие, снижение качества их работы. Кроме того, у учителя итак много работы, которая никак не оплачивается: проверка тетрадей, заполнение журнала (не только электронного, но и бумажного), написание рабочих программ, подготовка к урокам, участие в конкурсах, внеклассная работа с детьми и отчёты по ней... Однако зарплата учителей после принятия закона всё же немного выросла, но всё же остаётся низкой, особенно по сравнению с зарплатами министерских чиновников. По официальным данным, средняя зарплата учителя в России в 2016 году составляет около 30000 рублей, однако в эти цифры не очень-то верится, особенно глядя на предлагаемую в вакансиях зарплату. На самом деле средняя зарплата учителя в городе разнится от 12000 до 25000, на селе около 8000-10000.
Запрет на работу с детьми лицам с судимостью
В 2011 году в ТК РФ введена статья 351.1, согласно которой к работе с детьми не допускаются граждане, ранее судимые за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности. Мера вроде бы правильная, направленная на защиту детей от бывших преступников, однако, её недостаточная продуманность в сочетании с несовершенством уголовно-процессуальной системы привело ко многим перегибам и несправедливостям. Например, что делать, если статья, за которую был осуждён человек, упразднена? Но человек же остаётся ранее судимым. А если человек сидел в советские времена за диссидентство или самиздат (преступления против конституционного строя)? Но мы же понимаем, что это политические статьи. Что же, человек теперь с детьми работать не может из-за того, что был политзаключённым? В нашем УК тоже есть немало статей, по которым очень часто принимаются спорные решения. Например, статья 114, превышение самообороны - преступление против жизни и здоровья. Получается человек, который свою жизнь защищал, мало того, что в тюрьме отсидит, да ещё и с детьми никогда работать не сможет. Судебная практика показывает, что по этой статье лишь 10% приговоров заканчиваются оправданием подсудимого. Ещё помню в 2011 году, когда этот закон только приняли, в СМИ обсуждали историю, когда отличный сельский учитель, проработавший в школе более 25 лет, был уволен, т.к. имел судимость по 116 (побои - преступление против жизни и здоровья). На самом же деле он сел за то, что в 90-е бандитам успешно отпор дал. И таких историй очень много. И если уж ввели эту ст.351.1 ТК РФ, то почему в ней нет ограничений к работе с детьми для ранее судимых, например, за эколгические преступления, наказания за которые у нас и так чрезвычайно мягкие?! В результате получается, что тот, кто защищаясь от бандитов самооборону превысил, отсидит по полной да ещё и работы на всю жизнь лишится (если он учитель, например), а тот, кто браконьерством занимался, природу губил, воду загрязнял - заплатит штраф, который зачастую меньше его недельной прибыли, и свободен!!! Можешь даже детей учить! Такие вот у нас антинародные законы.
Сложность внедрения новых эффективных технологий обучения
К сожалению, для современной российской школы характерны отсталость и неэффективность используемых технологий обучения и самой организации образовательного процесса. Использование устаревших методик, рекомендованных Министерством образования, приводит к тому, что многие учителя не формируют у детей навык быстрого и качественного запоминания материала, не учат их грамотно структурировать материал, не учат их думать. К тому же некачественная подача материала, отсутствие наглядности и связи получаемых знаний с реальной жизнью превращает обучение в скучное, неинтересное и отталкивающее детей занятие. Дети изучают не интересные стороны строения и закономерностей развития окружающего их мира, а скучные тексты учебников, которые, естественно, забываются сразу после написания контрольной или сдачи экзамена. Результатом становится некачественное образование и стойкое отвращение к обучению на долгие годы вперёд.
Почему же у нас всё так? Ведь есть же и эффективные технологии обучения, и разработавшие их педагоги-новаторы, и грамотные и любящие свою профессию учителя. Причин здесь достаточно много:
Во-первых, даже подтвердившую свою эффективность методику обучения очень трудно внедрить в педагогическую деятельность. Для этого нужно пройти столько разнообразных комиссий, обить столько чиновничьих порогов, написать столько бумаг, что высококлассному педагогу-новатору проще плюнуть на всю эту волокиту и уйти в частную гимназию или лицей, где его примут с распростёртыми объятиями, помогут опубликовать его работы, внедрят его эффективные разработки в практику преподавания и будут платить ему достойную зарплату. А в государственной системе вместо этого всего он должен будет кланяться каждому чинуше, который сам часто толком не разбирается ни в дидактике, ни в педагогике вообще, и доказывать, что его методика эффективнее имеющейся и, скорее всего, получит ответ: «не надо нам ваших новшеств - 20 лет так учили и ещё 20 лет учить будем!» Кроме того, научными разработками нашему педагогу-новатору придётся заниматься без отрыва от производства, без какой-либо поддержки и помощи от государства хотя бы в публикации работ и за копеечную зарплату. Так что в условиях обычной российской школы хорошими учителями становятся не благодаря, а вопреки!!!
Во-вторых, школьным учителям часто просто некогда заниматься ни разработкой, ни внедрением новых методик, ни вообще наукой. По-хорошему, учитель должен не только заниматься профессиональными обязанностями, но и читать научную литературу, периодические издания, совершенствовать своё профессиональное мастерство. Но когда ему всем этим заниматься?! Когда он будет совершенствоваться в профессии, если ему надо за день 6 уроков провести (6 ч.) + внеурочной деятельностью заниматься (1 ч.) + тетрадки проверить (2 ч.) + к следующему дню подготовиться (1 ч) + ещё бюрократией всей заняться (1или 2 ч) = 11-12 часов + некоторые ещё репетиторством подрабатывают в дни, когда меньше в школе загружены, чтобы хоть более-менее нормальные деньги получать? Какая уж тут наука… Это, кстати, одна из причин, по которой признанные и опубликованные эффективные технологии не внедряются в практику - о них мало кто знает, многим не до них.
В-третьих, из-за низкой оплаты и непрестижности учительского труда многие специалисты приходят в школу только потому, что не смогли обеспечить себе «лучшей доли»: сначала не смогли поступить в более престижный вуз, т.к. слабо учились (в пединституты в последние 15 лет, как правило, конкурсы одни из самых низких), а потом не нашли более высокооплачиваемой работы - пришлось работать по специальности. Соответственно, компетентность, мотивированность и качество труда таких специалистов оставляют желать лучшего.
В-четвёртых, чиновники-бюрократы требуют неукоснительного выполнения требований методичек и написания конспектов урока в соответствии с ними. К тому же многие школьные учебники довольно низкого качества. Бюрократия и идиотизм системы наряду с перегруженностью учителя окончательно убивают творческую составляющую педагогической профессии.
В-пятых, новые технологии обучения почти всегда предполагают использование современных технических средств (ноутбуки, проекторы и т.д.), а если в школе (особенно в сельской) на всю школу 1-2 проектора, то внедрять многие новые технологии становится невозможно - тут бы старые не растерять! Кроме того, последние 10 лет прослеживается тенденция к отмене многих практических занятий: например, почему в большинстве школ не проводят лабораторных работ по химии? Во многих школах даже микроскопов нет. Как дети в таких условиях должны изучать строение клетки, при том, что компьютерных моделей той же клетки у них тоже нет?
В-шестых, внедрение некоторых педагогических «новшеств», оказавшихся неэффективными и приведших к снижению качества обучения, а также обилие совершенно идиотских педагогических «новаторств», предложений и идей, окончательно дискредитировало новаторство в педагогике. Из-за таких новаторов-придурков от педагогики и инициативных придурков во власти теперь всех новаторов считают дураками или врагами, желающими разрушить имеющуюся систему образования. Так что правильно говорят в народе: хуже дурака только инициативный дурак, а хуже инициативного дурака лишь инициативный дурак, облечённый властью. Последнего рода дураков у нас всегда в изобилии.
Результатом такого положения дел становится низкое качество образования у многих современных выпускников школ. Но в этом почему-то всегда винят то учеников, то учителей, забывая упомянуть ущербность всей российской системы образования.
В завершении хочется поблагодарить хороших учителей, которые ещё остались в простых российских школах, которые вопреки идиотизму системы, обилию бюрократии, плохим условиям работы и прочему бардаку продолжают хорошо учить детей, давая им качественное образование и формируя их личности. На таких людях сегодня держится всё российское школьное образование. Да и вся страна тоже…