«Но пасаран!»

Jul 19, 2011 12:03

Дали «Предчувствие гражданской войны»


Ровно 75 лет назад, 19 июля 1936 года чуть не стало в Испании праздником наподобие 7 ноября в СССР. Именно в этот день лидер испанских коммунистов Д. Ибаррури в речи по радио впервые провозгласила знаменитый лозунг «Но пасаран!» («Они не пройдут!»), обозначив по сути начало гражданской войны в Испании.

Предчувствие гражданской войны в Испании началось в феврале 1936 года, когда на парламентских выборах в Испании одержал верх союз левых партий «Народный фронт» в который вошли «Республиканский союз», «Левые республиканцы», Испанская социалистическая рабочая партия, Объединенная социалистическая партия Каталонии, Коммунистическая партия Испании, Партия марксистского единства рабочих и Национальная конфедерация труда (анархо-синдикалистские профсоюзы) и Синдикалистская партия (партия умеренных анархистов).

И хотя выборы Народным фронтом были выиграны с незначительным перевесом (всего в 2 процента!), они дали левым, которые напоминали собой гудящий улей революционеров всех мастей, серьезное преимущество в парламенте (из 480 его мест партии Народного фронта завоевали 268).

Эти выборы продемонстрировали противостояние двух примерно равных по силе группировок. И испанское общество раскололось. Глубокая трещина разделила сословия и семьи, пройдя через сердце каждого испанца. Итог последовавшей вслед за предчувствием самой гражданской войны был ужасен: полмиллиона человек погибли, столько же эмигрировали, сотни тысяч были брошены в тюрьмы, не менее ста тысяч стали жертвами репрессий уже после окончания войны. Конечно, ХХ век видел и большую жестокость, но не надо забывать что население Испании тогда насчитывало всего 25 миллионов.

Существует несколько причин поражения республиканцев, однако главной их бедой оказалось отсутствие единого лидера, способного побеждать. У националистов такой лидер был - Франсиско Паулино Эрменхильдо Теодуло Франко Баамонде - именно такой двойной фамилией, по испанскому обычаю, соединяющей отцовскую и материнскую линии нарекли при крещении того, кто позже войдет в историю как генералиссимус Франко. Кстати, первоначально лидером националистов был не он, а генерал Санхурхо. Но сразу же после начала восстания тот погиб в авиакатастрофе.

А выиграл Франко ту гражданскую войну благодаря трем основным факторам:

1) Массированной военной помощи фашистской Италии и нацистской Германии (при этом ставки делались персонально на Франко - он был известен, понятен и предсказуем). Победа же республиканцев для Сталина была, конечно, желательна, однако добиваться ее любой ценой по примеру Гитлера и Муссолини, поддерживавших Франко, он не собирался. Об этом свидетельствуют и отсутствие в Испании регулярных советских войск, и требование от республиканцев оплаты всех военных поставок СССР (чем и было вызвано депортирование золотого запаса страны в Москву), и постоянные уступки СССР под давлением западных стран в лондонском Комитете по невмешательству, которые в конечном счете оказывались на руку только Франко (данный факт говорит о гораздо большем значении для СССР отношений с Англией и Францией, нежели с республиканской Испанией);

2) Жестокости - он воевал с собственным народом, как с племенами в Африке (в затянувшейся на три года войне Франко мало интересовал простой контроль над территорией, он стремился физически уничтожить противника). Впрочем, в жестокости испанские коммунисты были ему достойными соперниками;

3) Раздробленности среди сторонников республики (анархисты воевали за рабочее самоуправление, троцкисты за перманентную революцию, сепаратисты (каталонцы и баски) за государственную независимость, коммунисты за Коминтерн, демократы - против фашизма и т.д.). И все они командовали своими отрядами каждый по-своему не желая подчиняться какому-то единому Центру.

В ряду знаменитых диктаторов ХХ века Франсиско Франко традиционно помещают на почетное четвертое место, пропустив вперед Гитлера, Сталина и Муссолини. Финал проигравших диктаторов известен: Муссолини казнили итальянские партизаны, Гитлер покончил жизнь самоубийством и у Франко было достаточно причин для опасений разделить их участь. Его шкуры требовал не только Советский Союз, испанское правительство в изгнании и эмигранты, но и многие влиятельные политики в странах недавней антигитлеровской коалиции и страсти на трибуне ООН по этому поводу накалялись не один раз. Но Франко спасла тогда «холодная война» - в противостоянии с СССР и его сателлитами проверенный антикоммунист Франко представлялся хорошим союзником.

Нет весов для определения «меньшего» и «большего» зла в гражданской войне, зло - оно и есть зло. И все-таки именно благодаря победе в гражданской войне националистов и лично Франко, испанская трагедия через сорок лет закончилась тем, что уже давно зовут «политическим чудом» - реформами и конституционной монархией Хуана Карлоса I.

По большому счету в гражданской войне не бывает победителей, она без преувеличения национальная братоубийственная трагедия. Но представьте себе на минуту, что победили республиканцы (я не «история», и знаю сослагательное наклонение интересно). На первые роли у республиканцев по безжалостной логике войны вышли бы радикалы: сталинисты, троцкисты и анархисты (Испания была единственной страной ХХ века, в которой анархисты находились а парламенте). На что способны коммунисты у власти нам хорошо известно, но каким ужасным, интересным и кровавым мог оказаться победивший испанский коктейль из Сталина, Троцкого, Бакунина, корриды, легкого вина и красивых женщин!

Гражданская война, Испания

Previous post Next post
Up