Антон АлександровЭтот народ уж давно ... все заботы забыл, и Рим, что когда-то
Всё раздавал: легионы, и власть, и ликторов связки,
Сдержан теперь и о двух лишь вещах беспокойно мечтает:
Хлеба и зрелищ!
В детстве я, как и все продвинутые субъекты, слушал исключительно западную музыку, и Битлз, конечно, были на самом верху пирамиды моих предпочтений. Однако с высоты прожитых лет стало понятно, что и выбор этот был не совсем моим и сами битлы оказались не совсем теми людьми, за которых они себя выдавали.
Существует множество конспирологических теорий и фактов о творчестве этой поистине легендарной группы. Чего только не предполагали авторы таких теорий: и то, что песни вместо битлов писал теоретик «франфруктской школы» Теодор Адорно и то, что Маккартни давно умер, а Леннон, наоборот, жив и пишет песни для Вячеслава Малежика. Оставим однако эти и другие «скандалы, интриги, расследования» профессионалам своего дела и поговорим о более загадочных вещах.
Главный конспирологический вопрос, который стоит перед нами - были ли Битлз тайным социальным проектом спецслужб? Как нам кажется, на такой сложный системный вопрос нельзя дать простой однозначный ответ. Социальный проект был, но был ли он тайным? Действительно, если битломания была знаковым явлением своей эпохи, то «прикрывала» она тоже что-то крупное и значимое. Столь масштабная операция прикрытия скрывала то, что невозможно спрятать, то, что нельзя «застрелить» из-за угла, то, что находится у всех на виду.
Нарастающий кризис всех видов коллективной идентичности (политической, экономической, национальной, религиозной) на фоне распадающейся на глазах колониальной империи - вот та «потайная дверь» в обветшавшей каморке Елизаветы II, которую должен был прикрывать красивый и яркий плакат битлов. Стране срочно нужен был позитивный эмоциональный фон, новый объединяющий фактор - любыми средствами, на любых условиях. Хотя нет, одно условие было - все должно было быть по настоящему, «вживую» и искренне. В СССР таким фактором стал Гагарин и в целом космос, англичанам же так не повезло, а у американцев вообще к тому времени президента убили.
Наивно предполагать, что до Битлов не было музыкальных групп и исполнителей, которые могли бы эмоционально «прокачивать» широкие массы населения. Просто раньше такие высокоэмоциональные субъекты не проходили многочисленные фильтры продюсеров, музыкальных редакторов, психиатров и других подобных структур, отвечающих за социальную стабильность.
Христианская элита прекрасно помнила, чем закончилось для древнего Рима воплощение в жизнь лозунга «Хлеба и зрелищ!» Поэтому артистов всех мастей, как проводников этих самых зрелищ, держали на коротком поводке - за церковной оградой. Конечно, была и церковная музыка, но она «собирала» и мобилизовывала человека, держала его в религиозном напряжении, что, кстати, обеспечивалось целым рядом жестких правил. Музыка Битлз в этом контексте «разбирала» и дезорганизовывала - как говорили святые отцы: «сладость пения употребляют они для возбуждения страстей".
Однако к 20 веку историческая память притупилась, а, с другой стороны, нарастающий кризис управляемости требовал оперативной реакции. Таким образом, решение выпустить битлов «на волю» было хоть и не простым, но, видимо, неизбежным ответом на, как модно сейчас говорить, вызовы времени. Хотя, с другой стороны, в СССР таких «эмоциональных» товарищей не пускали в телевизор до конца 80-ых - и ничего, «никто не умер».
Нужно понимать, что чисто иррациональная, эмоциональная накачка создает только краткосрочные, неустойчивые связи - так называемые малые формы коллективной идентичности. Представьте, к примеру, что вы вместо того, чтобы читать ребенку сказки и играть с ним в «традиционные » игры, включаете ему мультики про Тома и Джерри. Вы, без сомнения, обеспечите ребенку более позитивный эмоциональный фон и положительную обратную связь. Под мультики можно кормить невкусной кашей и делать без помех свои «взрослые» дела, однако, как вы понимаете, это средство эффективно только для того, чтобы ребенок вам не мешал.
Если же требуется помощь ребенка, то тут его привязка к внешнему эмоциональному источнику вам не просто не поможет, она начнет вам мешать. Чтобы заставить ребенка что-то делать, придется постоянно наращивать «эмоциональные бонусы», которые, в конце концов, не бесконечны. В итоге, ребенок, привыкший жить в формате эмоционального «раз-влечения» либо подвергается жестоким репрессиям, либо, что логичнее, под жестокие репрессии попадают сами родители. В любом случае, гармоничные отношения в этой семье разрушаются.
Таким образом, чисто эмоциональные связи в долгосрочной перспективе, как минимум, очень затратны, а главное, они весьма неустойчивы и исподволь разрушают существующие рациональные социальные связи. Проще говоря, после концерта Битлз обычный человек на следующий день нормально работать не сможет, а может вообще на работу не выйдет. Перейти из состояния иррациональной эйфории в мобилизованный ритм ответственного работника довольно сложно - все время хочется продлить удовольствие. Пределы такой проблемы видны на примере наркоманов, которые теряют всякую мотивацию к социальной адаптации за очень короткое время.
Конечно, манипулировать эмоционально «раз-влеченными» массами тактически проще, но такая манипуляция может «работать» лишь непродолжительное время, когда необходимо, чтобы эти самые массы не мешались под ногами, как капризные дети. Стратегически же такие разобщенные массы ни экономически, ни политически неэффективны, а раскрепощенные артисты, с другой стороны, становятся неуправляемыми почти мгновенно. Битлз в этом плане исключением не были и проблемы не заставили себя ждать. Если в 1964 году они просто кривлялись, то уже в 1966 году они умудрились выпустить песню с критикой английского правительства, а Леннон заявил на весь мир, что Битлз сегодня популярнее Христа. Вслед за ливерпульской четверкой, как по команде, потянулись и все остальные пинать кровавый путинский капиталистический режим.
Думается, что все-таки люди, которые курировали подобные проекты, эти риски учитывали и предвидели. Возможно, битломания, как социальный эксперимент, задумывалась, как некое временное решение на переходном этапе. С другой стороны, хочется верить, что если битлов и использовали, то использовали их «в темную», что, впрочем, наиболее логично и эффективно, так как таким творческим людям доверять государственные тайны нельзя. Увы, скорее всего, перед нами была разыграна очередная интерпретация старого доброго анекдота про кроликов, которые «думали, что они занимаются любовью, а на самом деле их разводили».
Неудивительно, что и советская пресса тех лет не смогла адекватно отреагировать на это масштабное событие. Вместо системного анализа нам выдали вердикт: «у нас такого быть не может, так как этого быть не может никогда». Как следствие, «жуки-ударники», как ласково их у нас прозвали, попали под каток критики, замешанной на жутких информационных ляпах.
Таким образом, если западная элита, запустив долгоиграющую «эмоциональную бомбу», могла контролировать хоть как-то этот процесс, то мы приняли все эти «all you need is love» за чистую монету. В итоге, когда на последней странице журнала «Крокодил» печатали очередную карикатуру про американскую военщину, то пропагандистский эффект был минимальный. Никто в эту угрозу уже серьезно не верил, так как злобных американских солдат «вживую» никто не видел, а позитивную музыку Битлз, джинсы и другой ширпотреб «для людей» прочувствовали многие. Получается, что не зря битлам дали орден британской империи - свой подвиг в информационной войне против СССР они совершили.
http://zavtra.ru/content/view/konspirologiya-bitlz/