«Идеи нацизма пользуются в Соединённых Государствах Америки неизменно высокой популярностью»...

Feb 10, 2014 09:55


Анатолий Вассерман
Анатолий Александрович о прошлом и настоящем фашизма в США и Англии

Почта дорогой редакции ломится от писем читателей. Часто вы задаёте вопросы, которые мало связаны с играми, но затрагивают актуальные проблемы дня сегодняшнего. Например, вы интересуетесь: в чём разница между «клюквой обыкновенной» и лживым отражением исторической правды; что можно противопоставить псевдоисторической лжи; откуда в США нацистские организации; почему в стране, где двадцать лет история нашей Родины подвергалась нападкам со стороны псевдоинтеллектуальной элиты, стоит с особой жестокостью критиковать игры, откровенно пропагандирующие фашизм. И как вообще так получается, что побежденный нацизм вновь поднимает голову в оплоте демократии и свободы слова.



Мы не устаём повторять, что на спинах либеральной элиты Запада и Востока (подталкивающей большинство к бездне толерантности) к нам возвращается фашизм. Но о предавших свой народ российских интеллигентах и элите мы поговорим в другой раз. Что касается всех поднятых выше вопросов, то на них с толком, чувством и обстоятельностью ответят Дмитрий Пучков (переводчик, блоггер), Тим Кирби (дизайнер игр, создатель подкастов и публицист Russia Today), а также советский и украинский инженер, ведущий, журналист и политический консультант Анатолий Александрович Вассерман. Первое слово за Анатолием Александровичем.

О корнях нацизма в культуре США.




Идеи нацизма пользуются в Соединённых Государствах Америки неизменно высокой популярностью. Дело не только - и даже не столько - в том, что идея расового превосходства рождена на рубеже XIX-XX веков в тех же культурах, из которых выросли СГА: первым её чётко сформулировал француз Жозеф Артюр Луич граф дё Гобино, а до совершенства довёл англичанин Хъюстон Стъюарт Уильям-Чарлзович Чембёрлен (Адольф Алоизович Хитлер просто воспользовался уже готовыми наработками). Куда важнее то, что экономика СГА несколько веков (начиная с тех 13 британских колоний, что 17760704 объявили себя независимыми государствами и тут же объединились для защиты от былой метрополии) опиралась на разнообразные формы принудительного труда - от классического рабства негров до практикуемой с каждым днём всё шире передачи заключённых в аренду коммерческим структурам. А принуждать проще тех, кого не считаешь равными себе. Да и сегодня экономика страны в значительной мере зависит от приезжих, находящихся в неравном положении с коренными жителями, а потому согласных работать на любых условиях. Например, сельское хозяйство опирается не только на 1/25 населения страны, постоянно занятую в нём по официальным данным: сезонные работы ведут в основном нелегалы, перебирающиеся на пару месяцев из соседней Мексики, да иммигранты из других регионов, в межсезонье промышляющие чем попало - от нищенства до грабежа. Естественно, в таких условиях очень востребованы любые теории, позволяющие считать эксплуатируемого недочеловеком, не заслуживающим ничего, кроме нищеты и непосильного труда. Все рассуждения о толерантности и равенстве потому так и популярны в СГА, что реальное общественное мнение прямо противоположно этим рассуждениям, и приходится маскировать реальность усиленной рекламой.

Об официально зарегистрированных в США нацистских организациях и причинах прославления нацизма в стране-участнице Антигитлеровской коалиции.


Соединённые Государства Америки закрепили в своих законах множество свобод личности от общества. Пользуются этими свободами прежде всего те личности, что хотят подмять общество под себя. Изначально такой перекос в законодательстве продиктован тем, что основатели СГА знали друг другу цену и опасались, что кто-то из них задавит всех прочих, ссылаясь на интересы общества в целом. Сволочи были основатели - и страну создали сволочную.

Почему президент Обама и простые американцы считают, что ВОВ выиграли США.

Я, к сожалению, не знаком с американской школьной литературой. Но судя по всплывающим время от времени в СМИ мнениям средних американцев, они скорее всего уверены: победу во Второй Мировой войне одержали СГА при поддержке братских англосаксов из Британской империи, заодно освободив и Русский Мордор, оказавшийся редкостно неблагодарным и тут же занявший освободившееся место Немецкого Мордора. Роль же СГА в создании Немецкого Мордора (в 1930е Германия была вторым после СССР получателем американских кредитов, да и американских технологий получила немало) вообще неведома среднему американцу, даже несмотря на всплывающие время от времени факты вроде книги «Торговля с врагом».

Почему Конституция США допускает наличие в стране партий, поддерживающих фашистскую идеологию.

По американским понятиям свобода слова (и печати) первична. Соответственно можно выражать даже убеждения, прямо противоречащие этой свободе: мол, народ сам разберётся и не поддержит своих врагов. Авторы конституции объяснили: свобода слова проистекает из права каждого человека получать все сведения, необходимые для принятия решения - если ограничить эту свободу, человек может не узнать что-то важное и выберет ошибочный вариант действий. Правда, из этого обоснования следует: свобода слова вовсе не означает право публично оглашать заведомо ложные сведения - мошенничество карается в СГА так же строго, как в других странах. Но в политике даже самый отъявленный лжец может, когда его припрут к стенке, заявить, что заблуждался вполне добросовестно и сам веровал в свои проповеди. Поэтому почти невозможно объявить политиков - даже яро антиконституционных - мошенниками.

Почему американские военные с удовольствием фотографируются под символикой СС и носят нашивки нацистского содержания.

Человек может обвинить других только в том, что может придумать сам (а профессиональным юристам требуется немалая подготовка, чтобы представлять себе возможный спектр преступлений). Американцы если не осознают, то по меньшей мере ощущают преступность своего поведения. И чтобы избавиться от этого ощущения, приписывают свои преступления другим. Прежде всего - нам, ибо мы, обладая сопоставимыми с СГА техническими возможностями и влиянием на остальной мир, в то же время принципиально отличаемся от них большинством моральных установок. В частности, до недавнего второго пришествия рынка в нашей стране господствовало массовое убеждение в принципиальном равенстве всех людей: даже если кто-то в данный момент отстаёт от других, его всегда можно подтянуть до общего уровня. Что же касается массовой слежки, то у нас господствовало общинное сознание: в небольшом селе каждый на глазах у всех, и за людьми совершенно незачем следить специально - они сами ощущают, что каждый неловкий шаг может стать предметом общего внимания (и не обязательно осуждающего - куда чаще община подсказывает, как выправиться). Поэтому именно нас - сильных антиподов СГА - им удобнее всего обвинять в их собственных прегрешениях.

Почему правительство США допускает наличие 211 Crew, «Арийского братства Техаса» (ABT) и тд.

Правительство в подобных случаях смотрит правильно. В СГА принята концепция преступлений ненависти. Речи, возбуждающие ненависть к кому бы то ни было, неподсудны, как и любые слова. Но вот преступление, совершённое из ненависти, карается куда строже, нежели аналогичное преступление, совершённое по бытовым мотивам. Другое дело, что ненавистника мало волнует тяжесть наказания: он чаще всего считает себя мучеником за правое дело.




Почему в США может выйти Company of Heroes 2, но недопустима игра о преступлениях американских военных в Фаллуджа в Ираке.

Насколько я могу судить, главным инструментом самоцензуры служит представление об интересах потенциальной аудитории. Скажем, игра о битве за Фаллуджу вряд ли стала бы популярна у рядовых американцев: далеко не каждому приятно смотреть на поражения родной страны (мы - редкое исключение, поскольку отечественная история учит: за каждым нашим поражением следует победа, и чем тяжелее поражение, тем значительнее последующая победа). Аналогично и фильмы о крупных провалах СГА, как правило, не набирают большой аудитории, так что далеко не всегда окупают хотя бы расходы на съёмку. Государство чаще всего вмешивается лишь косвенно, назначая фильмам и играм возрастной рейтинг: например, стрелялка, попавшая в категорию PG13 (до 13 лет - только под надзором родителей), теряет немалую долю возможных покупателей. Государство вправе и объявить какой-то фильм разглашающим государственные тайны и на этом основании вовсе снять его с проката -, но столь крайняя мера нужна очень редко.

Об американском кинематографе и госзаказах.

Насколько я могу судить, прямых государственных заказов деятелям культуры СГА в мирное время практически не бывает. Их успешно заменяют намёки: мол, на основе доступных нам социологических данных и реакции граждан на различные политические инициативы мы можем предположить, что массовая аудитория с интересом посмотрит фильм на такую-то тему. Всякий, кто хочет жить спокойно, воспринимает подобные намёки как руководство к действию. И чаще всего действительно собирает неплохую кассу: массовый зритель легко клюёт на любую новую тему вместо бесчисленных римэйков старых идей.


О взгляде американцев на Россию.

Я в последние 10-15 лет редко (в основном по телевизору) смотрю фильмы и почти не играю в сюжетные компьютерные игры. Поэтому до меня доходят в основном пересказы. А пересказывают, понятно, самые яркие и/или нелепые примеры. Поэтому моё представление по данному вопросу неизбежно далеко от реального спектра вариантов. Да, известные мне игры и фильмы рисуют весьма неприятный - и очень далёкий от реальности - образ России и русских. Но известна-то мне лишь ничтожная часть общей картины.

О взгляде разработчиков Company of Heroes 2 на реальные события ВОВ.

Полагаю, разработчики этой игры вряд ли рассчитывали на чёрный PR. Их целевая аудитория лежит на Западе - прежде всего в СГА. А там, как уже отмечено выше, востребованы наидичайшие антирусские фантазии - чем гнуснее, тем съедобнее. А если они ещё подкреплены ссылками на наглецов, именующих себя историками, то вообще проходят на ура. Думаю, разработчики просто не задумывались, как воспримут их творчество в Русском Мордоре: эльфов не интересует мнение орков.

Почему первую Company of Heroes убрали бы с полок американских магазинов, если бы в задачу игрока вошло стереть с лица Кёльн американским B-17G «Летающая крепость».

Скорее всего, эту игру действительно убрали бы очень быстро. Но вряд ли по цензурным соображениям. Скорее просто потому, что её покупали бы куда меньше, чем сходные с нею игры, где англосаксонские войска изображены белыми и пушистыми. Правда, какая-то доля любителей чёрного юмора восприняла бы описанную Вами игру именно как свой предпочтительный жанр -, но их вряд ли хватило бы, чтобы окупить расходы розничных торговцев (как известно, самая дорогая в мире площадь - площадь прилавков), не говоря уж о расходах разработчиков. Впрочем, бомбёжка Кёльна пройдёт на ура, если в игре не показать, что происходит с мирными жителями пылающего города: любителей такого зрелища - безотносительно к моральным соображениям - немного.

О любимых фильмах российского кинематографа и самоцензуре в обществе.

Из виденных мною фильмов последних лет действительно хорошо относится к нашей истории разве что «Брестская крепость», снятая на деньги белорусского бюджета: там за творческими порывами съёмочной группы наблюдали ещё живые партизаны и били по рукам каждого, кому собственная фантазия дороже исторической правды. Из игр хороши, судя по виденным мною публикациям и немногим фрагментам, «Ил2» и белорусский же «Мир танков». Причина же финансирования российским государством множества антироссийских пасквилей - в общемировом противостоянии производственников и торговцев. Деньги обезличены, поэтому их легче сосредоточить на одном направлении, чем производственные ресурсы. И в конфликтах торговцы чаще всего одолевают производственников. В интересах торговцев - всемерное очернение социализма, построенного по логике единого на всю страну производства, и российской истории в целом, ибо в наших жёстких климатических и внешнеполитических условиях интересы производства должны быть первоочередными. Современная финансовая система выстроена так, что производственники чаще всего не могут создавать нечто новое только на собственные средства, а вынуждены прибегать к кредиту, то есть обращаться к торговцам деньгами. Естественно, те охотнее финансируют то, что поддерживает их позицию.




О мизерном количестве стоящих художественных картин нового времени по сравнению с советским кинематографом.

Кровавый ГУЛАГ - в основном фантазия нескольких пропагандистов: реально там было куда меньше ужасов, нежели, например, в трудовых лагерях СГА 1930х годов. Да и Большой Террор (с конца июня 1937 го до конца ноября 1938 го) не только многократно преувеличен, но и порождён, как сейчас выяснилось, попыткой партийных аппаратчиков среднего - областного и республиканского - звена сохранить возможность всем распоряжаться и ни за что не отвечать, зато подавлен как раз теми, кого в нём нынче обвиняют: Иосифом Виссарионовичем Джугашвили и Лаврентием Павловичем Берия. Прочие представления о Мрачном Социализме также далеки от истины. Не удивительно, что творчество, руководствующееся столь нелепой ложью, лишается внутренней достоверности и вырождается в творчу.

Об историках, поставивших своей целью вернуть реальную историю советского государства.

За перечнем таких деятелей лучше обратиться на сайт http://odnako.org, где я также регулярно публикуюсь. Авторский актив сайта внимательно отслеживает все движения в разумном направлении. Я же могу назвать разве что историков: Александр Решидеович Дюков, Юрий Николаевич Жуков, Алексей Валерьевич Исаев, Елена Анатольевна Прудникова, Игорь Васильевич Пыхалов. Есть и многие другие, чьи труды также отмывают нашу историю от пропагандистской грязи, но названные мною хороши тем, что у них собственные рассуждения чётко отделены от фактов, так что каждый может самостоятельно убедиться: рассуждения надёжно опираются на факты, и поэтому неопровержимы.

Иван Капустин
Влад Филатов

нацизм, США

Previous post Next post
Up