Поезд Предреввоенсовета.

Jan 30, 2014 00:36

Оригинал взят у kazagrandy в Поезд Предреввоенсовета.



В ночь с 7 на 8 августа 1918 года в Москве на Московско-Казанской железной дороге был создан военно-передвижной
фронтовой поезд им. В.И. Ленина, в последствии названный поездом председателя Революционного военного совета
республики (предреввоенсовета).
Поезд отличался необычно высокой для того времени технической оснащенностью.^ поезде функционировали: секретариат,
типография, самое современное телеграфнре и радиооборудование, электрическая станция, библиотека, вагон-гараж
с автомобильным парком и цистерной бензина, был даже небольшой самолёт.
Обеспечивалось бесперебойное снабжение поезда оружием, боеприпасами, обмундированием, продуктами.
Он состоял из 12 вагонов, его обслуживало 232 человека: 30 латышей из Советского стрелкового полка, семь человек
из экипажа броневика, восемнадцать военнослужащих морского боевого отряда, девять кавалеристов, двадцать один
человек из пулемётного отряда, семь телефонисток, четыре телеграфиста из Наркомата путей сообщения, шесть
представителей Всероссийского профсоюза железнодорожников, пять представителей Окружного военкомата, один человек
от Главного управления снабжения, три человека от Военно-законодательного совета, бригада Московского депо в
составе двадцати четырёх человек, десять шоферов, пять самокатчиков, тридцать семь агитаторов, восемь связистов
из Оперативного отдела, семь работников вагона-ресторана, один комендант, шесть человек медицинского персонала,
десять человек из салон-вагона № 431, пять человек из салон-вагона № 432.
Впоследствии состав разделили на два поезда, каждый из которых тянул отдельный курьерский паровоз.
За годы Гражданской войны поезд предреввоенсовета совершил, по самым скромным подсчётам, 36 рейсов
в самые "горячие точки" всех фронтов. Прошёл, по некоторым подсчётам, свыше 105 тысяч километров.






Начальник поезда.

Поезд в дальнейшем непрерывно перестраивался, усложнялся, совершенствовался. Он представлял собой оперативный аппарат
управления. Вот как описывал ситуацию предреввоенсовета Л. Д. Троцкий: "Поезд был так тяжёл, что шёл с двумя паровозами.
Потом пришлось разбить его на два поезда. Когда обстоятельства вынуждали дольше стоять на каком-нибудь участке фронта,
один из паровозов выполнял обязанности курьера. Другой всегда стоял под парами.
Фронт был подвижный, и с ним шутить нельзя было... Два с половиной года, с короткими сравнительно перерывами,
я прожил в железнодорожном вагоне, который раньше служил одному из министров путей сообщения... Здесь я принимал
являвшихся в пути с докладами, совещался с местными военными и гражданскими властями, разбирался в телеграфных
донесениях, диктовал приказы и статьи. Отсюда же я совершал со своими сотрудниками большие поездки по фронту
на автомобилях".
Поезд направлялся всегда в наиболее критические пункты, и потому схема его маршрутов, нанесённая на карту,
давала наглядную картину относительной важности разных фронтов. О маршруте передвижений поезда можно судить по
материалам поездной газеты "В пути" - Самара, Челябинск, Вятка, Петроград, Балашов, Смоленск, Новочеркасск,
Ростов, Киев, Житомир...
По словам Льва Троцкого, работа поезда была теснейшим образом связана со строительством и управлением Красной
армией, с большой агитационной, пропагандистской, разъяснительной работой.
Поезд предреввоенсовета был не только летучим аппаратом управления, военно-административным и политическим
учреждением, но и боевой единицей. Это был бронированный штаб на колёсах.
Поезд неразрывно был связан с вопросами строительства армии нового типа, вместе с тем он "связывал фронт и тыл,
разрешал на месте неотложные вопросы, просвещал, призывал, снабжал, карал и награждал". Не всё было однозначно
в его деятельности, но свою роль в удержании ситуации и создании платформы для победы власти Советов он сыграл.

.

фото, гражданская война, история Отечества

Previous post Next post
Up